ЕС рад видеть РФ среди друзей его политики Восточного партнерства

Польша готовит программу своего председательского семестра в Евросоюзе. Министр по европейским делам правительства Польши Миколай Довгилевич рассказал "Интерфаксу" о своем видении перспектив восточной политики ЕС

ЕС рад видеть РФ среди друзей его политики Восточного партнерства
ЕС рад видеть РФ среди друзей его политики Восточного партнерства
Фото: Reuters

Люблин. 5 ноября. INTERFAX.RU - Польша готовит программу своего председательского семестра в Европейском союзе, который начнется с июля будущего года. Большое внимание в ней уделено восточному направлению: политике Восточного партнерства с шестью странами постсоветского пространства (Украиной, Молдавией, Белоруссией, Грузией, Арменией, Азербайджаном) и отношениям с Россией.

Восточному партнерству была посвящена научно-практическая конференция, организованная Польским институтом международных исследований в старинном Люблине, который лишь десятки километров отделяют от восточной границы ЕС. О своем видении перспектив восточной политики ЕС рассказал в интервью "Интерфаксу" министр по европейским делам правительства Польши Миколай Довгилевич.

- Господин министр, какое новое содержание Польша намерена привнести в инициативу Восточного партнерства за месяцы своего председательства в ЕС?

- Мы сосредоточимся на реализации шагов, которые будут согласованы на саммите Восточного партнерства в мае в Будапеште. Там руководители ЕС вместе с лидерами шести стран-партнеров подведут первые итоги двух лет после запуска этой масштабной инициативы и определят перспективы. Я надеюсь, что к тому моменту ЕС сможет завершить переговоры с Украиной по Соглашению об Ассоциации и мы продолжим процесс заключения таких соглашений с другими странами Восточного партнерства. Есть все шансы, чтобы 2011 год стал годом "открытия" Восточного партнерства через подписание первых соглашений об ассоциации, включающих углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли с ЕС.

- Часто Восточное партнерство представляют попыткой ЕС конкурировать с Россией на постсоветском пространстве. Вы в своем выступлении на конференции сказали о потенциальном участии России. Так что это - площадка соперничества или сотрудничества с Москвой?

- Мы рады были видеть Россию в сентябре в Брюсселе на встрече т.н. Группы друзей Восточного партнерства (В ней приняли участие также США, Канада, Норвегия, Япония - ИФ). Мы надеемся, что Россия сможет присоединиться ко многим проектам в рамках политики Восточного партнерства. Это была бы беспроигрышная для всех ситуация. Все только выиграют, если Россия будет участвовать в близких ей проектах Восточного партнерства. Эта инициатива ЕС - ни в коем случае не платформа противодействия России, а платформа, которая может включить Россию, если она того пожелает.

- Россия не вошла в Восточное партнерство, потому что предпочитает строить отношения с ЕС отдельно, на двусторонней основе...

- Одно другому не мешает. В декабре мы в Европейском союзе будем обсуждать с Россией проект Партнерство для модернизации. Он направлен исключительно на Россию, и Польша хочет наполнить его реальным содержанием. Мы хотим, чтобы Партнерство для модернизации стало широкой повесткой дня модернизации России и широкой повесткой дня сотрудничества между ЕС и Россией.

- Восточное партнерство - это альтернатива расширению ЕС?

- Международный авторитет ЕС зависит, прежде всего, от его способности благотворно повлиять на положение в своем ближайшем соседстве. Самый большой успех ЕС - это его "мягкая сила", способность притягивать к себе другие страны и расширять пространство демократии через социальные, политические и экономические реформы. Но сейчас на фоне последствий экономического кризиса ЕС переживает не лучшие времена. Идут разговоры о системном кризисе, о потребности улучшать внутреннее управление ЕС, внести изменения в Лиссабонский договор. Силен натиск популистов, которые в ряде стран вошли в парламенты, в правительства. Сейчас в ЕС нелегко говорить о приеме новых членов, отмене виз, создании зон свободной торговли с восточными партнерами. Но мы продолжаем отстаивать принцип "открытых дверей", чтобы оставаться центром гравитации. Любая страна Европы в перспективе может при желании вступить в ЕС, если выполнит необходимые критерии. Страны Восточного партнерства имеют право стремиться и даже подавать заявку на членство в ЕС. Но 90 процентов успеха в приближении к ЕС зависит от того, как они выполнят "домашнее задание". Это серьезные затраты, организация и главное - изменение законов, а часто и менталитета. Стремление ввести европейские стандарты бесполезно, если как следует не бороться с коррупцией.

- Какой, по Вашему, самый большой вызов на пути к успеху Восточного партнерства?

- Политическая воля с обеих сторон: как Европейского союза, так и стран-партнеров.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений