ТНК-ВР - мечты сбываются
Генеральный директор "Альфа-Акссес-Ренова" Стэн Половец рассказал "Интерфаксу", как он оценивает перспективы развития ТНК-ВР, крупным акционером которой является представляемая им компания
Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - ТНК-BP долгое время добивалась выхода на зарубежные нефтегазовые рынки. Развитие бизнеса за пределами России было даже одной из причин в споре российских и британских акционеров, разразившемся в 2008 году. И вот наконец-то ТНК-ВР достигла желаемого - компания договорилась о приобретении у BP активов в Венесуэле и Вьетнаме за $1,8 млрд.
Договоренности c ТНК-ВР станут для ВР третьей крупной сделкой в рамках плана продажи активов, призванного помочь компании выполнить обязательства в связи с разливом нефти в Мексиканском заливе.
О том, как в связи с этим оценивает перспективы ТНК-ВР другой крупный акционер нефтяной компании - российский консорциум Альфа-Акссес-Ренова (ААР), в интервью Агентству нефтяной информации рассказал генеральный директор AAP Стэн Половец. Он руководил работой комитета совета директоров ТНК-BP, которому акционеры поручили проанализировать целесообразность выхода компании на рынки Венесуэлы и Вьетнама, а также подтвердить справедливость цены приобретения активов.
- Консорциум AAР ранее заявлял, что его идея международной экспансии ТНК-ВР не получала поддержки со стороны BP. Теперь удается договариваться?
- Вы имеете в виду разницу во взглядах акционеров на развитие ТНК-ВР, которая имела место более двух лет назад? Мир изменился и акционеры понимают стратегическую важность развития ТНК-BP на новых рынках. Сейчас BP и ААР действуют абсолютно согласованно.
Решение о приобретении активов в Венесуэле и Вьетнаме получило единодушную поддержку со стороны AAP, BP и трех независимых директоров. Это решение было согласовано и внешними финансовыми советниками, привлеченными советом для консультирования независимых директоров.
- Каковы стратегические цели ТНК-ВР по расширению бизнеса за рубежом?
- Главная задача акционеров на ближайшие годы - трансформация ТНК-ВР в глобальную нефтяную компанию. В перспективе ТНК-BP будет добывать за пределами России половину от общего объема извлекаемой нефти.
В первом полугодии этого года акционеры определили регионы и рыночные ниши, в которых ТНК-BP имеет конкурентное преимущество. Теперь перед менеджментом стоит задача разработать стратегический план по достижению этих целей. Его подготовка и внедрение не будут быстрыми. Учитывая, что ТНК-BP сегодня добывает 1,9 млн баррелей в сутки (включая "Славнефть"), удвоение бизнеса скорее всего, произойдет при реализации второй части нашего 10-летнего плана. Взгляните на "ЛУКОЙЛ" эта компания инвестировала в международные проекты более 10 лет, и сейчас производство за рубежом составляет лишь 6% от их суммарной добычи.
Международная экспансия ТНК-ВР, а речь идет о планах приобретения крупных месторождений нефти и газа со значительным потенциалом роста, поможет выйти на новые рынки, создать партнерские отношения с местными производителями и государственными нефтяными компаниями.
Активы, что мы приобретаем в Венесуэле и во Вьетнаме, создают для ТНК-ВР фундамент, на котором будет базироваться рост прибыльности, стоимости и дальнейшее развитие за рубежом. Проекты, подобные венесуэльским и вьетнамским, дадут компании новый опыт, который также найдет применение в России.
- Насколько международная экспансия может повлиять на увеличение стоимости ТНК-BP?
- Это одна из главных задач, поставленных акционерами. Будучи международной нефтяной компанией, с активами, расположенными не только в России и Украине, но и в других частях света - в частности, на быстрорастущих развивающихся рынках, ТНК-BP будет оцениваться по более высоким мультипликаторам прибыли.
Отношение капитализации к чистой прибыли для российских компаний находится на уровне 6-8, тогда как для международных компаний этот показатель составляет 10-15, а иногда и выше. Кроме того, на стоимость компании влияют показатели ее запасов.
Мы ожидаем, что со временем запасы ТНК-ВР будут оцениваться не в $5 за баррель, как сегодня для большинства российских компаний, а на уровне $10 за баррель. Это значительно увеличит стоимость компании. Для достижения такой цели, конечно, понадобится время, но мы уверены, что этого добьемся.
- Планы международной экспансии приближают или удалят сроки IPO ТНК-ВР?
- Эти два обстоятельства вообще не связаны между собой. Международное расширение деятельности предпринимается для того, чтобы повысить стоимость компании и обеспечить сегодняшним ее акционерам большую диверсификацию.
В случае если когда-либо в будущем владельцы компании решат провести IPO, хороший баланс российских и зарубежных активов сделает TНK-BP более привлекательной для потенциальных новых инвесторов.
Сегодня тема IPO акционерами не обсуждается. Это вопрос будущего.
- Почему развитие бизнеса за рубежом ТНК-ВР начинает именно с Венесуэлы и Вьетнама?
- Причины, по которым мы приняли решение о приобретении активов в каждой из этих стран, несколько различаются. Но оба государства следует рассматривать в контексте общего плана международного развития ТНК-ВР. Хочу подчеркнуть, что это отнюдь не конъюнктурные сделки, они являются частью продуманной стратегии, которую компания сейчас начинает реализовывать.
Приобретение активов ВР в Венесуэле согласовывается с тесными политическими связями между Венесуэлой и Россией. Это важное условие для ТНК-BP. Поскольку компания не может конкурировать по всему миру, ее внимание сконцентрировано на регионах, где сочетание российских политических связей и новейших технологий, доступ к которым обеспечивается через партнерство с BP, даст ТНК-ВР особое конкурентное преимущество. Венесуэла является одной из таких стран.
- А что касается Вьетнама?
- Приобретение активов во Вьетнаме демонстрирует еще один параметр стратегии ТНК-BP, замысел которого - движение на Восток, по направлению к Азиатско-Тихоокеанским рынкам, показывающим одни из самых высоких темпов роста в мире. Вьетнам обеспечит платформу для потенциального выхода в государства Юго-Восточной Азии.
Кроме того, активы во Вьетнаме предоставляют для ТНК-ВР возможность приобрести опыт по добыче шельфового газа, что также является одним из ключевых глобальных направлений роста. Тем более, что интегрированный проект по шельфовому газу во Вьетнаме с незначительными рисками обеспечит ТНК-ВР место в пятерке лидирующих нефтегазовых компаний этой страны.
Мы рассматриваем активы BP во Вьетнаме как интегрированный проект в политически стабильном государстве с эффективным регулированием доходности и ограниченным риском снижения стоимости. Тесные отношения между российским и вьетнамским правительствами, как и между народами этих стран, являются значительным преимуществом.
- Как определялась стоимость активов BP во Вьетнаме и Венесуэле - по рыночной цене или это своего рода льготная сделка с акционером?
- Цена была предметом непростых переговоров между менеджментом ТНК-BP и BP, акционеры не принимали в них участие. Цена сравнима с предложениями, которые были сделаны в адрес BP другими покупателями, а сделка проводится на строго коммерческих, рыночных условиях.
Независимые директора были активно задействованы в этом процессе, они обеспечивали прозрачность сделки. В то же время, директора от BP не принимали участие в голосовании по сделке в связи с потенциальным возникновением конфликта интересов.
Для гарантии справедливости цены совет директоров ТНК-BP создал специальный комитет для анализа сделки и определения справедливой цены. В нем тоже не было представителей BP. По просьбе комитета независимый финансовый советник провел свою собственную оценку стоимости и представил совету заключение о справедливости цены.
- Кто еще вместе с Вами принимал участие в работе этого комитета? Кто выступал в роли финансового консультанта совета директоров?
В состав комитета также вошли член совета директоров ТНК-ВР Алекс Кнастер (бывший CEO Альфа-Банка и акционер "Альфа Групп"), независимые директора - президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и Джеймс Ленг, известный британский бизнесмен и бывший председатель совета директоров RioTinto и Corus.
Финансовым консультантом совета директоров выступил инвестиционный банк из Лондона Lexicon Partners, где группу по работе с энергетическим сектором возглавляют бывшие сотрудники Deutsche Bank и UBS.
- Когда сделки будут завершены?
C.Половец: В зависимости от получения необходимых правительственных согласований и выполнения всех надлежащих условий и формальностей, стороны ожидают закрытия сделок в первой половине 2011 года.
- Существует ли риск, что правительства стран могут не согласовать сделки - по политическим, коммерческим и прочим соображениям?
- Как и во многих странах, правительства во Вьетнаме и Венесуэле имеют исключительное право по одобрению существенных сделок в нефтяной и газовой сфере. Обычно правительству перед одобрением сделки нужно удостовериться, что компании-покупатели имеют достаточные финансовые ресурсы, технические возможности и солидную репутацию.
Учитывая, что ТНК-BP обладает всеми этими качествами, и принимая во внимание то, что в течение последних нескольких месяцев проводились предварительные консультации, мы ожидаем, что правительства этих двух стран одобрят сделки. Более того, в рамках визита президента Венесуэлы Уго Чавеса в Москву на прошлой неделе, был подписан меморандум о поддержке приобретения ТНК-ВР венесуэльских активов британской ВР.
- Покупки во Вьетнаме и Венесуэле осуществляются как единая сделка? Или это два параллельных процесса?
- Это единая сделка, поскольку в таком виде было предложение от ВР. Первый платеж в размере $1 млрд будет сделан до конца октября, окончательные расчеты будут проведены в первой половине 2011 г. при закрытии сделки.
- Как TНK-BP будет финансировать покупку приобретений?
- TНK-BP генерирует значительные денежные средства и имеет большой потенциал для заимствований, чтобы заплатить за эти активы. Компания прогнозирует операционный денежный поток свыше $7,5 млрд в этом году, при коэффициенте доли заемных средств около 28%, это намного ниже, чем у большинства конкурентов.
Кроме того, TНK-BP недавно договорилась о синдицированной кредитной линии в размере $2 млрд, часть которой может быть использована для финансирования покупки активов в Венесуэле, Вьетнаме и в других странах.
Иными словами, найти средства на приобретение этих активов не будет проблемой.
- Как Вы оцениваете, почему BP продает эти активы TНК-BP, а не какой-либо другой компании?
- Как мне кажется, при продаже активов именно ТНК-ВР, ВР сохраняет свое косвенное присутствие на двух очень важных рынках. Не следует недооценивать стратегическую важность этого фактора, в особенности, если учесть, что на долю Венесуэлы потенциально может приходиться более 500 млрд баррелей нефти. Это в два раза больше доказанных запасов Саудовской Аравии. Продажа венесуэльских активов ТНК-ВР в известном смысле обеспечивает ВР варианты для дальнейшего расширения в этой стране, в случае если представится такая возможность.
- Помимо Вьетнама и Венесуэлы BP предлагала ТНК-ВР активы в других странах?
- Министр энергетики Алжира Юсеф Юсфи (Youcef Yousfi) публично заявил в конце прошлого месяца, что BP проинформировала правительство Алжира и алжирскую государственную нефтяную компанию Sonatrach о своем интересе к передаче активов ТНК-ВР. В начале октября председатель совета директоров ТНК-ВР Михаил Фридман и заместитель председателя правления Максим Барский сопровождали президента РФ Дмитрия Медведева во время его визита в Алжир. Приобретение активов BP в Алжире было одним из многих предметов дискуссий во время этого визита.
Я полагаю, что в настоящее время проводятся обсуждения между BP и Sonatrach по этому вопросу. Если BP получит разрешение Алжира на продажу своих активов ТНК-ВР, менеджмент TНK-BP начнет их серьезное изучение, и, по всей вероятности, сделает предложение о покупке.
- В чем для TНК-BP привлекательность проектов BP в Алжире?
- Так же как в случаях с Вьетнамом и Венесуэлой, активы ВР в Алжире представляют собой новое стратегическое направление для TНK-BP. Они не только обеспечат перспективную ресурсную базу, но станут потенциальной площадкой для расширения деятельности на африканском континенте, в особенности в Северной Африке.
Они также предоставят ТНК-BP возможность занять хорошие позиции на газовых рынках стран Средиземноморья - за счет проектов на суше, в разработке которых ТНК-ВР сможет вести успешную операционную деятельность.
- Сообщалось о планах ТНК-ВР относительно активов ВР в Пакистане. У компании действительно есть такие планы?
- TНK-BP не рассматривала Пакистан как потенциальный регион для международной экспансии. Я полагаю, что компания не будет развиваться в этом направлении.
Мы подходим к оценке возможностей приобретений за рубежом в полном и строгом соответствии с принятой у нас моделью стратегического развития. Акционеры поддерживают международную экспансию ТНК-BP только в тех регионах, которые стратегически и с коммерческой точки зрения соответствуют целям компании.
В этом смысле основания для выхода в Пакистан не очевидны. Существует много других компаний, которые, возможно, приобретут активы BP в этой стране и будут готовы заплатить за них высокую цену.
- Ранее СМИ сообщали, что ТНК-ВР могут интересовать активы ВР в Египте? А почему не идет речи о проектах ВР в Европе?
- В своей стратегии по продаже активов BP определила, что намерена сохранить все активы, которые являются ключевыми для операционной деятельности. Очевидно, что ТНК-BP может проявить интерес к приобретению активов в нескольких других странах, в том числе в Европе и Африке. Однако если эти активы входят в число тех, которые BP хочет сохранить, вопросы о приобретении проектов в Европе или Египте останутся чисто гипотетическими.
- Может ли покупка активов во Вьетнаме и Венесуэле привести ТНК-ВР и BP к сотрудничеству в других проектах?
- В настоящее время TНK-BP сосредоточена на Венесуэле и Вьетнаме. Однако сотрудничество с BP в других странах вполне возможно.
Новый глава ВР Боб Дадли хорошо знаком с амбициями TНK-BP по расширению бизнеса за рубежом, новый член совета директоров Тони Хэйворд прекрасно представляет карту мировой деятельности ВР. C учетом этого я ожидаю, что у нас будет много различных вариантов по сотрудничеству - как в регионах, где ВР в настоящее время работает, так и в новых областях, которые нам будет интересно осваивать вместе.
В настоящее время главный приоритет - оперативно закрыть сделки по Вьетнаму и Венесуэле, эффективно интегрировать эти активы в структуру ТНК-ВР, а также выстроить конструктивные отношения с местными властями и партнерами.
- При расширении бизнеса за рубеж ТНК-BP получает очевидную поддержку со стороны российского правительства. В чем его интерес в этом случае?
- Позиция российского правительства простая: чем сильнее становятся российские компании, тем сильнее Россия как государство. Российское руководство понимает, что за счет вхождения на новые рынки, ТНК-ВР и другие российские компании приобретут новый опыт, технологии и знания, которые потом можно будет применить для проектов в России.
Например, то ноу-хау, которое ТНК-ВР получит, работая на шельфовых газовых месторождениях LanTay и LanDo (блок 06.1) во Вьетнаме, может быть применено для различных внутрироссийских проектов по мере того, как Россия будет осваивать все больше шельфовых площадей. Тоже самое относится и к опыту по добыче тяжелой нефти, который ТНК-ВР получит в Венесуэле.
/Интерфакс/