Ярославский Форум займет исключительно достойное место в формировании интеллектуальной повестки развития мира
Председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Владимир Плигин рассказал в интервью "Интерфаксу" о повестке Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности", который пройдет в Ярославле 9-10 сентября
Москва. 1 сентября. INTERFAX.RU – Председатель комитета по конституционному законодательству Госдумы РФ Владимир Плигин рассказал в интервью "Интерфаксу" о том, чего он ждет от предстоящего 9-10 сентября Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности" в Ярославле.
- Владимир Николаевич, общественная дискуссия в преддверии Мирового политического форума "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективностив" в Ярославле набирает обороты, и в связи с этим возникают вопросы относительно актуальности повестки дня Форума, задачах, которые ставят перед собой участники. Поскольку Вы являетесь активным участником многих мероприятий, связанных с Форумом, хочется узнать Вашу точку зрения на то, зачем вообще понадобилось организовывать эту площадку и ставить во главу угла обсуждение роли и места государства в современном мире, поднимать проблемы развития демократии и другие связанные с этими темами вопросы.
- Роль и место государства в мире определяется многими аспектами, одним из которых в настоящее время является следующий: насколько то или иное государство вносит вклад в повестку формирования впечатления о будущем мире, каким образом государство умеет реализовывать свою политику не только через инструментарий, который называется hard power , но одновременно и через инструментарий soft power. В течение длительного периода времени Россия отсутствовала в этом процессе, что было связано со сложностями нашего внутреннего развития, тех задач, которые мы решали. И поэтому мы, в известной степени, упустили свой шанс участия в выработке новой повестки развития мира. В этой связи идея Ярославского форума, которая была поддержана Президентом Медведевым, исключительна важна. Поскольку это одна из тех площадок, которая дает возможность участия России в решении вопросов о будущем развитии мира. Этим и определяется та концентрация усилий и Президента РФ и Администрации Президента по подготовке Ярославского форума.
Если говорить о прагматичных аспектах, то, перефразируя известное высказывание "Если ты не кормишь свою армию, значит будешь кормить чужую", можно сказать то же самое в отношении формирования интеллектуальной повестки развития мира: если ты не участвуешь в этом процессе, то другие участники сформируют ее за тебя. В настоящее время в условиях множественных вызовов, с которыми сталкивается мир, естественным является наше желание понимать роль и место государства в современной системе построения цивилизаций, поскольку пока не было предложено какого-либо другого реального инструмента развития и сохранения цивилизаций кроме государства. Более того, как показывают последние события, происходящие в том числе в странах сопредельных с РФ, уход государства приводит к неисчислимым бедам и трагедиям людей, причем эти дестабилизирующие процессы приобретают характер долгосрочных.
На территориях, с которых уходит государство, начинают формироваться институты, которые по отдельным признакам можно отнести и к дофеодальным. Эти институты получают закрепление и вытесняют цивилизованное право. Для всего мира возникает огромная проблема: каким образом можно восстановить цивилизованные институты. Более того, мы даже не понимаем при помощи каких механизмов можно восстановить эти цивилизованные институты. Драматичным примером развития подобной ситуации могут служить события, связанные с одной из древнейших цивилизаций – Афганским государством, когда несмотря на множественные попытки восстановления государственности, в том числе через кровь и трагедии, механизмы не восстанавливаются, а единственным источником существования огромного числа населения становится тот продукт, который приводит к разрушению всего мира – это наркотики.
Я боюсь, что такого рода процессы могут охватить и часть территорий бывшего Советского Союза, примеры для этого уже есть. Более того, государственность оказывается достаточно хрупкой исторической категорией, которая может быстро исчезать и затем долго не восстанавливаться. При этом совершенно понятно, что нельзя абсолютизировать государство. Надо понимать его сущность, поскольку абсолютизация государства и признание государства как явления, довлеющего над людьми, а не связанного с их развитием на той территории на которой оно функционирует , тоже крайне опасно, потому что если доминанты будут лежать в абсолютизации государства, а не в уравнивании государства и личности в отдельных аспектах, то это приведет к формированию авторитарных деспотических режимов.
В связи с этим, с моей точки зрения, проблемы, которые были вынесены для обсуждения на международной конференции в прошлом году, в условиях мирового финансового кризиса, были актуальны для понимания роли государства в экономических аспектах. Вопросы, которые вынесены на Форум в этом году, касающиеся разнообразия демократического опыта, роли и места международного права, крайне важны именно сейчас, и то, что именно Россия в настоящее время ставит эти вопросы, что они обсуждаются в РФ, с моей точки зрения, является принципиально значимым. Наряду с Экономическим Форумом, как мне приходилось уже говорить, и с поддерживаемыми нами вопросами, связанными с диалогом цивилизаций, Ярославский Форум займет исключительно достойное место в формировании интеллектуальной повестки развития мира.
- Если затрагивать международные аспекты проведения Форума и принимать во внимание Ваше участие в двух подготовительных секциях – в Токио и в Берлине, можно ли говорить о различиях в оценках, которые дают эксперты из восточных и западных стран в отношении проблем, которые сейчас стоят перед Россией?
- На каждой из площадок стояла своя задача. В Берлине шла речь о многообразии демократического опыта, о социальных процессах, развитии самого государства как института, затрагивались вопросы анализа демократии, проблем осуществления демократии в РФ. Часть участников была настроена довольно критично, но их критика носила конструктивный характер. Лично у меня сложилось впечатление, что содержание некоторых оценок переносилось из прошлого, когда оценивали ещe Советский строй, и это само по себе было проблемой. Участники ставили задачу понять направление развития российской государственности, поскольку это накладывает отпечаток на формирование интеллектуального слоя и на решение руководящих органов иных стран в отношении РФ.
Одним аспектом, на котором хотелось бы заострить внимание, является то, что мы открыты для анализа и понимания форм развития демократии, мы понимаем свои проблемы, носящие системный характер, назревающие проблемы в партийной системе, проблемы в отношении развития гражданского общества и государства, и нам бы хотелось понимать, как технологически решаются проблемы социального управления в других странах.
Следующий аспект перекликается с предыдущим. Это проблемы государственности: как можно сохранить баланс государства как устойчивого явления и избежать доминирования государства над личностью и одновременно не допустить разрушения этого инструментария?
Что касается Японии, то меня впечатлило то, насколько глубоко японская сторона пытается понять, что российская сторона понимает под модернизационным процессом, потому что есть на первый взгляд такой незначительный, но крайне важный аспект как язык, на котором мы говорим, и понимание того, что этот термин означает в другом языке, что другая сторона понимает под модернизацией. Один из практиков японской политики заметил, что он склонен к лингвистическому анализу многих явлений, к смысловому пониманию содержания того, что говориться и это вызвало объективно неподдельный интерес.
Если говорить о прагматике, японская сторона представила очень подробно свое видение развития картины мира. Один из аналитиков показал как японская сторона думает на протяжении десятилетий с точки зрения того, как будет выстраивается система. Понятно, что эта картина сложна и внутри нее есть искажения, и для нас она носит характер футуристической с точки зрения того, что мы не можем делать такой долгосрочный прогноз, но они это делают. Также японская сторона была прагматична с точки зрения представления научного знания по конкретным направлениям – в медицине, робототехнике, энергетике. Японцы открыты и готовы обсуждать конкретные аспекты модернизационной повестки России и сотрудничества с российской стороной в этих вопросах. Они видят Россию в картине мира.
Мои коллеги в Гарварде обсуждали вопросы развития международного права и формировали повестку секции "Новые вызовы и концепция международного права", в работе которой я буду принимать участие на Ярославском форуме. То, что эти площадки проводились с таким географическим разбросом, свидетельствует о том, что интерес к Форуму со стороны иностранных коллег есть. Целый ряд специалистов хотел бы принять участие в Форуме, но есть предел организационных возможностей Форума и мы не сможем принять всех желающих при всём нашем желании. Масштаб явления интересен. Понятно, что на этом останавливаться нельзя, нужно думать о том, чтобы привлекать максимально возможную интеллектуальную составляющую мира, потому что только с её помощью мы сможем понять как нам встретить вызовы XXI века, которых ничуть не меньше, чем в веке XX-ом, и хочется надеется, что они будут решены далеко не теми методами, которые применялись в прошлом веке.
- Поскольку Вы принимали участие в Международной конференции в Ярославле в прошлом году и будете участвовать в Форуме в этом году, можете ли Вы сказать, какие условия или решения в рамках самого Форума нужны для того, чтобы поддерживать ежегодный интерес со стороны иностранных участников к Форуму как к ежегодной экспертной площадке, поскольку намерения перевести Форум в формат ежегодного существуют?
- Основная задача – это интеллектуальное наполнение Форума. До какой-то стадии международные площадки подобного рода, которые в мире иногда возникают, предоставляют условия для контактов между людьми и интересны именно с этих позиций. Чтобы приобрести характер устойчивости, это каждый раз должно быть продуманное выверенное направление, которое давало бы людям понимание, что в рамках этого обмена они получают какое-то дополнительное знание, что они обмениваются точками зрения, которые не носят характер поверхностных суждений по проблеме.
Важна также искренность позиций исходя из того, что мы понимаем точку зрения друг друга, мы искренни в обозначении своих позиций и мы искренни в желаниях достигнуть толерантного результата, уважающего точки зрения всех сторон. Необходимо придавать динамику процессу осознания проблемы, искать выходы. С моей точки зрения, только в этом случае можно будет сохранить Форум.
- Продолжая разговор о содержательной составляющей Форума, что Вам, как активному участнику Форума, хотелось бы обсудить с коллегами при работе на секции в Ярославле, какие наиболее актуальные проблемы Вам хотелось бы обсудить и с кем из участников пообщаться?
- Я буду участвовать в секции, которая будет касаться проблем развития международного права, и разговоры в рамках секции будут определяться профессиональным интересом к этой области. Я не знаю содержания выступлений других участников заранее, частично моё собственное выступление будет зависеть от характера будущих дискуссий, и проблем, которые будут подняты другими участниками. Однако в моeм собственном выступлении, в силу моего профессионального опыта, в том числе работы в качестве депутата Государственной Думы, я бы хотел затронуть аспект международного права, связанный с реализацией прав человека.
В будущем реализация прав человека будет увязана с той демографической парадигмой мира, с которой мы будем сталкиваться в течение ближайших десятилетий. Она связана с нарастанием населения Земли и увеличением его по отдельным прогнозам до 8,5 млрд к 2025 г., изменением этнического состава мира, расового и цивилизационного состава мира, в связи с чем будут нарастать миграционные процессы, которые будут иметь по своей природе несколько аспектов.
Прежде всего, это мировые миграционные процессы экологичного характера в связи с распространением пустынь и отсутствием доступа к водным ресурсам. Российская территория в этом году пережила серьезную проблему, связанную с температурным режимом. В мире происходит изменение экосистем, что заставляет менять в том числе экономическую систему, а проблема экологических эмигрантов будет только нарастать.
Второй аспект связан с миграцией молодого населения. Большинство молодых людей живут в странах с отсутствующей или слаборазвитой экономической системой. В силу экологических и климатических проблем они лишены источников к существованию и даже не имеют доступа к необходимым ресурсам. Эти люди будут пытаться находить новое место жительства и здесь речь идет о сотнях миллионов людей. В силу своего очень молодого возраста эти люди будут подвержены влиянию международных фундаменталистских движений, поскольку они являются очень лёгкой жертвой для внедрения в их мозг простых решений. Они будут проникать в традиционные цивилизации, и нам нужно понимать неизбежность этих процессов ,хотим мы этого или не хотим.
Миру предстоит выработать правила выживания в этих условиях, а правила вырабатываются очень сложно. «Простой вопрос» - судьба цыган Европы, которых всего лишь около 20 млн. во всем мире – определял некоторое время назад front pages европейской прессы, и до сих пор нет решения этого вопроса. Более того диктовать кому-то решение этого вопроса крайне сложно, потому что каждый по своему прав, особенно если вникать в судьбы конкретных людей. У России есть преимущество в решении подобных вопросов, потому что Россия – это страна с тысячелетней историей , в который жили на протяжении всех этих тысячелетий множество народов и наций в относительно большем мире по сравнению с другими регионами. Проблема прав человека с точки зрения права прибывающего и права присутствующего очень важна, потому что право прибывающего – это право сохранять свою культуру, уважая культуру присутствующего.
Те проблемы, о которых мы говорим, требуют предельной точности и в плане их языкового выражения.
Сама по себе система международного права вырабатывалась в сложнейших условиях XX в. - в условиях огромного испуга перед ужасами войны, возникновением фашизма и социализма, которая дополнялась системой гарантированного взаимного уничтожения, связанного с наличием ядерного оружия. В настоящее время родилось поколение людей, которые уже не помнят этих аспектов истории и не сталкивались со столь масштабными катастрофами. Постепенно уходит страх, связанный с ядерным оружием как таковым, однако, возможно угроза нарастает, но мозг её исключает.
Традиционные международные институты – ООН и другие международные организации – в представлениях ряда людей, перестают выполнять свою роль – формирование повестки международного права. Со мной не согласятся специалисты в области международного права, но повестку международного права во многих аспектах придётся формировать заново применительно к его целям, структуре и механизмам защиты, соотношению личности и государства и далее в более конкретных областях, например, в области регулирования водных ресурсов и доступа к ним применительно к странам, на территории которых протекают международные реки.
Мне будет приятно увидеться на Форуме со многими российским и иностранными коллегами и обсудить все эти вопросы, тем более ИНОП является одним из организаторов Форума.
/Интерфакс/