Мы смотрим на Россию как на одного из главных партнеров Египта

Посол Египта в РФ Алаа Эльхадиди рассказал "Интерфаксу" о том, как развиваются отношения между Египтом и Россией, а также об отношении Египта к ближневосточной проблеме

Мы смотрим на Россию как на одного из главных партнеров Египта
Мы смотрим на Россию как на одного из главных партнеров Египта
Фото: Reuters

Москва. 19 июля. INTERFAX.RU - Посол Египта в РФ Алаа Эльхадиди рассказал корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о ситуации на Ближнем Востоке, сотрудничестве с Россией в урегулировании ближневосточного конфликта и развитии туризма в Египте.

- Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Египет. Планируются ли в обозримом будущем визиты египетского руководства в Россию?

- Визит министра иностранных дел России в Египет имел большое значение в связи с последними событиями, которые происходят на Ближнем Востоке. В ходе этого визита было согласовано, что глава МИД Египта посетит Россию в ближайшем будущем. В скором времени уже будут согласованы сроки этой поездки.

- Как египетская сторона оценивает усилия России по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке?

- Во-первых, Египет приветствует роль и усилия России по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке. Отношения Египта и России очень близки. Мы смотрим на Россию как на одного из главных партнеров Египта, как на Ближнем Востоке, так и во всем мире. Обе стороны разделяют позицию по поводу необходимости создания палестинского государства и достижения мира на Ближнем Востоке на основе международного права.

Мы считаем, что роль России в этом регионе очень важна не только из-за хороших отношений российских властей со всеми странами Ближнего Востока, но и из-за того, что Россия входит в состав международного "квартета" по урегулированию палестино-изираильского конфликта.

- Как в Египте относятся к заявлениям о нецелесообразности проведения Московской конференции по Ближнему Востоку до тех пор, пока не начнутся прямые переговоры между израильтянами и палестинцами?

- Мы надеемся, что эта конференция состоится в скором времени, однако для того, чтобы она состоялась, должны быть какие-то основы для ее проведения.

Одной из таких основ должно стать достижение прогресса на непрямых переговорах, которые в настоящее время проходят между палестинцами и израильтянами под эгидой США. Некоторые источники заявляют о прогрессе в этих переговорах, но другие отмечают, что прогресс очень скромный или вообще отсутствует.

В конце текущего месяца состоится встреча министров иностранных дел арабских стран, которые входят в комиссию по наблюдению за ходом мирного процесса, где будет дана оценка сегодняшней ситуации.

- Как Каир оценивает ход непрямых переговоров между Израилем и Палестиной на нынешнем этапе?

- Наша точка зрения заключается в том, что не было достигнуто того прогресса, который мы ожидали. Мы ожидали большего.

Кроме того, мы считаем, что продолжение политики Израиля по разрушению домов палестинцев и изгнанию целых семей из Иерусалима препятствует строительству доверия между сторонами, которого мы пытаемся достичь.

Заявления о том, что будут строиться новые дома в поселениях, ни в коем случае не помогают восстановлению доверия между сторонами. Заявлений Израиля о замораживании части своих планов по строительству поселений не достаточно.

- Как Египет, являющийся основным посредником на переговорах между ФАТХ и ХАМАС, относится к инициативе Турции также принять участие в урегулировании отношений между этими палестинскими движениями?

- Египет приветствует любые международные усилия, которые способствуют стабилизации ситуации в регионе. Одним из факторов стабилизации ситуации на Ближнем Востоке является мирное решение арабо-израильского конфликта. Наряду с этим очень важно достижение внутрипалестинского примирения.

Турция заявила о необходимости создания палестинского государства. Кроме того, она заявила о своей поддержке усилий Египта по примирению палестинских движений. До своего назначения в Москву я сам был послом в Турции. Турция всегда координирует свои шаги в этом направлении с египетским руководством.

Кроме того, турецкая сторона заявила, что главная роль в этом процессе принадлежит Египту. С нашей стороны мы приветствуем любую помощь, которую мы можем получить, будь то Турция или Россия. Наша общая цель – найти решение палестинского вопроса, и у нас нет никаких разногласий по поводу методов достижения этой цели. Мы друг друга здесь дополняем.

- Возможно ли в ближайшее время открытие египетской границы с сектором Газа на постоянной основе? На каких условиях Египет готов пойти на это?

- В настоящее время пограничный переход открыт. Нужно обратить внимание на два аспекта: на юридический и практический статус этого переходного пункта. Это не пограничный переход между двумя странами, это – КПП между страной и территорией, которая находится под оккупацией израильского государства. Кроме того, эта территория не находится под контролем законной власти (Национальной палестинской администрации).

В связи с этим, очень сложно предоставить этому переходу легальный статус, потому что это фактически будет означать, что мы разделили Палестину на две части: сектор Газа и Западный берег. Это то, что мы отвергаем полностью.

Во-вторых, открытие перехода на постоянной основе будет значить, что мы тем самым снимаем с Израиля ответственность за сектор Газа, которую он несет, поскольку является оккупантом. Это будет подарком для Израиля, который хочет избавиться от этой ответственности.

В-третьих, мы требуем вернуться к соглашению об урегулировании использования всех переходных пунктов, которое было подписано в 2005 году, подписанное между Палестинской автономией, Израилем и Евросоюзом. Движение ХАМАС не признает этот договор, оно должно вернуться обратно и соблюдать все положения этого соглашения.

Мы должны делать различия между движением ХАМАС и всем палестинским народом в Газе. Палестинский народ в секторе Газа страдает, и это не в наших интересах. Из-за этого сейчас КПП открыт, и он был открыт раньше, но это не происходит на постоянной основе именно для того, чтобы не предоставить законное обоснование той ситуации, о которой я сейчас говорил.

Кроме того, движение ХАМАС для достижения каких-то политических целей желает перехода КПП под свой контроль, что является предметом разногласий между нами. Мы не хотим двигаться в сторону разделения палестинского государства на две части – на сектор Газа и Западный берег.

- То есть, конкретно говорить об открытии пограничного перехода на постоянной основе можно будет после решения о создании палестинского государства и после того, как сектор Газа и Западный берег объединятся?

- Да, Вы правильно поняли. Мы хотим, чтобы переходный пункт был открыт на постоянной основе, но мы не хотим, чтобы это случилось по сценарию ХАМАС, чтобы сектор Газа стал маленьким исламским эмиратом у нашей границы. Основные разногласия происходят не между нами и ХАМАС, а между ХАМАС и палестинскими властями на Западном берегу, поскольку в ХАМАС не хотят возвращения контроля над этим пограничным пунктом к Палестинской автономии, а добиваются отделения сектора Газа и создания там своего государства.

- Как в Каире относятся к отказу России поставлять зенитные ракетные комплексы С-300 в Иран? Считаете ли Вы, что если бы Россия выполнила данный контракт, это бы спровоцировало нападение Израиля на Иран?

- Мы выступаем против нанесения каких-либо военных ударов по Ирану. Несмотря на наши разногласия с Ираном, мы уверены, что решение иранской ядерной проблемы должно быть достигнуто только путем переговоров, а не путем военной силы. Мы неоднократно заявляли о том, что Иран имеет право на получение ядерных технологий для мирного использования, в случае если он будет соблюдать все положения Договора о нераспространении ядерного оружия и все правила МАГАТЭ. Иран должен развеять все сомнения вокруг своей ядерной программы. Кроме того, международное сообщество несет ответственность за недопущение войны с Ираном.

Что касается поставок С-300, то это - внутреннее дело России, она вправе самостоятельно решать такие вопросы. Между тем, существует резолюция СБ ООН, и все страны должны уважать подобные резолюции.

- Как Египет относится к возможности поставок российских ракетных комплексов "Искандер" Сирии, о чем недавно заявила российская сторона?

- По этому вопросу у нас нет никаких сведений.

- Египет является важным импортером российской пшеницы. Может ли засуха на юге России отразиться на контрактных поставках зерна в Египет?

- Отношения между Россией и Египтом развиваются очень успешно во всех сферах, в том числе в торговле. Так, мы хотим подписать с Российской Федерацией соглашение о свободной торговле.

Как Вы понимаете, Египет является крупнейшим покупателем зерна в мире, и Российская Федерация является очень крупным поставщиком зерна в Египет. Тот факт, что половина зерна, закупаемого Египтом, поставляется из России, является свидетельством того, что у нас очень тесные отношения с Российской Федерацией.

Мы не получали никакой информации о том, что существуют какие-то проблемы с поставками российского зерна. Кроме того, российские официальные лица заявляли, что, несмотря на засуху на юге России, урожай будет достаточным, и его хватит, как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Мы совершенно спокойны по этому поводу.

- В 2008 г. Египет объявил о намерении построить АЭС на своей территории и предложил российской корпорации "Росатом" участвовать в соответствующем тендере. На каком этапе находится подготовка к тендеру, и насколько сильно Египет заинтересован в сотрудничестве с Россией в этой области?

- Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области ядерной энергетики. Сейчас мы находимся на этапе определения места строительства этой АЭС. Как только мы определим место строительства, будет объявлен международный тендер. Конечно, мы приветствуем участие "Росатома" в нем.

Я думаю, что "Росатом" будет иметь большое преимущество в этом конкурсе, потому что в последнее время мы всегда слышим об успехах "Росатома" в подобных тендерах, последним из которых был контракт на строительство АЭС в Турции.

- Увеличилось ли количество российских туристов в Египте по сравнению с прошлым годом? Какова доля туристов из России в общем туристическом потоке Египта?

- Египет открыт для туристов круглый год. Конечно, у нас пик сезона приходится на зиму. Очень много туристов из Европы приезжают в период новогодних праздников.

Несмотря на влияние международного финансового кризиса, поток туристов к нам в Египет увеличился, а не уменьшился. В 2009 г. только из России приехало 2 млн туристов. Мы надеемся, что в 2010 г. это количество увеличится до 2,5 млн туристов из России.

Основными причинами привлекательности Египта является хорошая погода круглый год, Кроме того, туристические предложения Египта по соотношению цена-качество становятся лучше год от года.

- Какие меры предпринимают египетские власти для повышения безопасности туристов на местных дорогах и снижения количества ДТП?

- Во-первых, я хочу обратить внимание на очень важный момент: если мы сравним количество туристов, которые к нам приезжают с количеством транспортных происшествий, которые происходят с ними, а потом возьмем аналогичную статистику из других стран, куда приезжают русские туристы, то мы сможем говорить о том, что в Египте процент ДТП с туристами очень низкий.

Мы хотим, чтобы к нам приезжало больше туристов, но в то же время, это означает еще большую нагрузку для нас, так как мы должны обеспечивать их безопасность.

Мы увеличиваем количество сотрудников дорожной полиции, чтобы обеспечивать безопасность туристов. У нас есть туристическая полиция, ее численность мы тоже увеличиваем. Мы увеличиваем количество гидов, имеющих лицензию на свою деятельность. Мы начали ужесточать юридическую ответственность для того, чтобы лучше защищать права туристов. Мы очень сильно стремимся укреплять меры обеспечения безопасности туристов. В последние два года наши водители проходили курсы повышения квалификации под эгидой международных организаций.

Если сравнить количество ДТП, произошедших в прошлом и позапрошлом годах, вы увидите, что их количество очень сильно уменьшилось, несмотря на то, что поток туристов у нас увеличивается.

Кроме того, если проанализировать происходившие аварии, то мы увидим, что они всегда были связаны с нелегальными агентствами, которые работают на улицах. У них дешевые автобусы и плохие водители. Поэтому все аварии происходят с ними, а у тех, кто работают легально, таких проблем не возникает.

Интервью

Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти