Дауншифтеры на марше. Часто без одежды

Заведующий консульским отделом посольства РФ в Индии Василий Пронин рассказал "Интерфаксу" об индийских визовых страстях, россиянах-дауншифтерах, любителях наркотиков и ловкости местных мошенников

Дауншифтеры на марше. Часто без одежды
Дауншифтеры на марше. Часто без одежды

Дели. 27 мая. INTERFAX.RU – Сотни туристов из России нарушают ежегодно визовой режим в Индии, однако лишь единицы подвергаются уголовному наказанию. "Всего под стражей на сегодняшний день по всей Индии находятся пять российских граждан, из них трое – за нарушение визового режима и подделку документов", - сообщил в интервью "Интерфаксу" заведующий консульским отделом посольства РФ в Индии Василий Пронин. "Два россиянина арестованы по подозрению в хранении наркотиков", - сказал дипломат

По данным индийской стороны, в прошлом году 1,4 тысяч россиян не покинули страну в срок, предусмотренный визой. Однако, по словам Пронина, сообщения о множестве российских туристов, томящихся за решеткой из-за нарушений визового режима, не соответствуют действительности. "Еженедельно десятки наших туристов решают вопросы со своим выездом, находясь на свободе", - сказал завконсульским отделом. "Если виза истекла меньше месяца назад, обходится вообще без задержания, загулявшего туриста штрафуют и отправляют восвояси, - подчеркнул Пронин. - При этом необходимо отметить, что у индийской стороны отсутствует понятие "черный список" злостных правонарушителей, которым путь в Индию в дальнейшем будет заказан".

Однако для выезда задержавшимся следует получить соответствующие документы. В последнее время местные власти в Гоа – органы МВД и Бюро регистрации иностранцев (БРИ) – отказались заниматься оформлением выездных виз для туристов с просроченными визами. Они направляют их в Нью-Дели, в центральный МВД, который запрашивает полицейские управления тех регионов, где находились туристы, числятся ли за ними какие-либо правонарушения.

Получив подтверждение того, что турист чист перед индийским законом, МВД выдает ему на руки запечатанный конверт, со справкой, на основании которой в столичном региональном БРИ оформляют выездную визу. "Однако, как правило, с мест не спешат рапортовать, поэтому посольству приходится регулярно обращаться в центральный МВД с просьбой отправить в регионы напоминание – "ускориловку", - рассказывает Пронин.

В отдельных случаях туристы, не желающие покидать страну, чтобы не заниматься продлением визы самостоятельно, обращаются к посредникам. Необходимо иметь в виду, что туристическая виза в Индии подлежит продлению только в исключительных обстоятельствах – например, при серьезной болезни и невозможности выезда. При этом власти строго следят за медучреждениями, чтобы те не выдавали фиктивных справок. Еще один форс-мажор, являющийся показанием к продлению срока пребывания в стране – это бракосочетание с местным жителем. Тогда туристическая виза может меняться на гостевую.

"Посредники чаще всего ставят в паспорта россиян штампы полицейского управления, - поясняет технологию обмана заведующий консульским отделом посольства РФ в Индии. - В штампах указано, что документы на продление визы находятся на рассмотрении и что данный гражданин в течение указанного срока может находиться на территории страны в ожидании визы". В лучшем случае, посредник, используя свои контакты в полиции, договаривается о заведении соответствующего дела, и при запросе управление полиции подтвердит его легальность. В худшем – посредник просто "рисует" поддельный штамп, который легко распознается пограничными властями при попытке выехать из страны.

Однако приобретенная за приличную мзду (в пределах нескольких сотен долларов) печать с точки зрения индийского миграционного законодательства - не что иное, как подделка документов, карающаяся гораздо строже. "Наши сограждане ловятся на эту нехитрую удочку по собственной вине – они не соблюдают правила пребывания в стране, стремясь обойти закон, - подчеркивает Пронин. – Не исключено, что это сопровождается попустительством "визовым" посредникам со стороны отдельных представителей индийских правоохранительных органов".

О том, что это "филькина грамота", россияне-любители обходных путей узнают только при попытке пересечь границу. "Одна такая дама безвыездно прожила на севере Индии порядка семи лет. Каждый год она исправно покупала себе очередной штампик, - вспоминает характерный случай Пронин. - Так продолжалось до тех пор, пока у нее не кончились денежные средства". Сотрудникам консульского отдела удалось решить проблему с ее возвращением на Родину без уголовного преследования, однако все могло закончиться плачевно – длительным тюремным сроком.

Зачастую дауншифтеры, как принято называть тех, кто уходит в глубокое туристическое "погружение", остаются не только без визы, но и без средств к существованию. Сотрудники генконсульств и консульского отдела посольства РФ в Индии, получив официальное уведомление от местных властей об аресте очередного любителя нирваны, помогают ему найти адвоката, с помощью которого можно договориться об освобождении под залог. Если денег нет, они же разыскивают родственников и друзей арестованного, помогают найти средства и передать их индийской стороне. Как правило, сумма, достаточная для оплаты услуг адвоката, внесения залога и штрафа, укладывается в $500-600 (около 25 тыс. рупий). Из них по 15 тыс. рупий потребуется заплатить в качестве первоначального взноса адвокату и залога, и около 3,5 тыс. рупий составят штраф и госпошлина за выдачу выездной визы.

Другое дело, что рассмотрения в суде можно ждать месяцами, поскольку индийская Фемида, заваленная делами, не спешит определиться с вердиктом. "В некоторых случаях власти отказываются выпускать находящихся под следствием нарушителей под залог, - подчеркивает Пронин. - Однако даже российский ресторатор Константин Боровский, избивший индийского таксиста, который затем скончался в больнице, сейчас ожидает суда на свободе, а не томится в КПЗ. Индийская сторона в принципе не заинтересована держать в тюрьмах сонмища иностранцев, ведь кормить-поить-депортировать их придется за счет казны".

По словам сотрудников консульского отдела, самыми излюбленными местами для "зависания" российских туристов, помимо штата Гоа, стали городок Манали в долине Кулу, Ришикеш, Харидвар, Дхармсала и Вриндаван, главный для кришнаитов город в Индии, приблизительно в 120 километрах к югу от Дели.

Большинство наших дауншифтеров в Индии – из российской столицы и крупных городов. Примечательно, что собирательного портрета типичного нарушителя визового режима создать трудно. В результате на границе задерживают и бабушек, приезжающих с религиозными целями, и молоденьких девушек в поисках "просветления", и матерых дауншифтеров. Алексей Тряпкин, 1965 г.р, вообще был найден на дороге в голодном обмороке в районе Тери. В тюремную камеру, где он провел год, российский йог с давно просроченной визой поступил уже после того, как был подлечен и подкормлен в больнице. В марте текущего года Тряпкин вернулся на родину, отсидев назначенный ему судьей год лишения свободы.

Как отмечают сотрудники консульского отдела, все это проходит на фоне целого ряда изменений в отношении нормативов пребывания иностранцев в Индии, которые касаются не только россиян, но и граждан других стран. На протяжении десятков лет правила оставались неизменными и регулировались соответствующим Законом об иностранцах 1946 года. Но в конце 2009 г. индийские власти достаточно внезапно приняли решение скорректировать их.

Основной причиной послужило усиление борьбы с терроризмом. Еще одним веским поводом к этому стало большое количество в стране иностранных рабочих, в первую очередь, из Китая, которые, по утверждению властей, осуществляли здесь незаконную трудовую деятельность по бизнес-визам. В сентябре 2009 г. МВД предписало всем иностранцам, имеющим визы категории "В" (бизнес-визы), выехать и переоформить за рубежом рабочие визы, чтобы потом вернуться в Индию. В первую очередь, от таких мер пострадали граждане Китая – по разным данным, до 25 тысяч человек. Возникли проблемы и у российских специалистов, задействованных в реализации совместных проектов – порядка 1,5 тысяч человек.

В декабре 2009 г. индийское правительство выпустило новые инструкции, касающиеся уже сотен тысяч иностранных туристов. Дело в том, что многие иностранцы, государства которых заключили двухсторонние соглашения с Индией об оформлении многократных и многолетних турвиз, на деле постоянно проживали в Индии и занимались разного рода деятельностью, в том числе, коммерцией. Чтобы пресечь подобную практику, был установлен максимальный срок непрерывного пребывания на территории Индии не более 90 суток с разрешением последующего заезда только через 2 месяца. "И хотя первоначально в Консульском департаменте МИД Индии заверяли, что новые правила не заденут россиян в силу отсутствия вышеупомянутых соглашений с нашей страной, позднее выяснилось, что большая часть нововведений касается всех без исключения иностранцев", - отмечают в консульском отделе посольства РФ в Индии.

Более того, индийская сторона по собственной инициативе приняла решение об ограничении срока пребывания россиян по турвизам до одного месяца. К тому же, повторное оформление таких виз возможно только через месяц с момента окончания срока действия предыдущей визы.

Нововведение не пришлось по вкусу российским туристам и туроператорам, многие из них понесли финансовые потери, связанные с отменами поездок, в основном, в штат Гоа. "В целом, приходится констатировать наличие четкого вектора в сторону ужесточения визового режима в Индии", - отмечают в консульском отделе посольства РФ в Индии. Это означает, что страна перестает быть удобным прибежищем российских дауншифтеров.

"99 проц всех проблем российских туристов вызвано их беспечностью и зачастую неадекватным поведением. То отправятся в горы без соответствующих навыков и амуниции, то путешествуют "дикарями" по неблагополучным с точки зрения криминогенной ситуации районам. А сколько неприятных случаев вызвано откровенно пренебрежительным отношением наших граждан к индийцам и местным нормам морали! К тому же у большинства въезжающих россиян отсутствуют медицинские страховки. Требуя к себе цивилизованного обращения, следует и самим соответствовать нормам общественного поведения, - подытоживает В.Пронин. - Добропорядочным туристам для того, чтобы провести прекрасный отпуск в манящей экзотикой и относительной дешевизной стране, нужно не так уж и много - уважать традиции и соблюдать правила страны пребывания, просто вести себя достойно".

Справка:

1. По количеству приема иностранных туристов Индия занимает 42-е место в мире (0,6% от общемирового показателя). Наибольшее количество иностранных туристов прибывает в Индию из США (15,2% от общего числа иностранцев), Великобритании (14,7%), Франции и Германии (по 4%) и Японии (3%). На долю России приходится 1,7%.

2. Так кто же томится в тюрьме?

Виктор Эрнестович Капленко, 1962 г.р., арестованный 17 февраля прошлого года в Гоа по обвинению в хранении свыше 200 г кокаина. Во время слушаний избил полицейского, сейчас находится в тюрьме города Агуди в ожидании результатов экспертизы и завершения судебного процесса.

Василий Викторович Караваев 1973 г.р. арестован 6 мая 2009 года в Гоа по подозрению в хранении 20 г наркотика "экстази". Также ждет результатов экспертизы и решения суда.

Константин Юрьевич Новиков, 1978 г.р. арестован 20 апреля 2010 года в Мумбаи по обвинению в использовании поддельных документов (продленной туристической визы). Находится в городской тюрьме.

Арсентий Вячеславович Ханов, 1985 г.р., арестован 26 апреля в Мумбаи по обвинению в использовании поддельных документов (продленной туристической визы). Находится в городской тюрьме.

Ваагн Генрикович Петросян, 1979 г.р., арестован 15 мая в аэропорту Дели за нарушение визового режима. Ситуация осложнена тем, что он страдает психическим заболеванием и не может быть отправлен на родину без сопровождения. Однако родственники Петросяна проинформированы и готовы оплатить услуги адвоката. В 2008 г. консульский отдел посольства РФ в Индии уже занимался отправкой Петросяна в Россию. Тогда он явился в консотдел без одежды, документов и средств к существованию. На этот раз решить его проблему до применения индийскими властями мер, связанных с лишением свободы, уже не удалось.

Обозреватель Евгения Ленц

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников