Духовная "Рублевка"

Об истории и чудесах одной из самых известных дорог столицы в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" рассказал писатель Ковалев-Случевский

Духовная "Рублевка"
Духовная "Рублевка"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU - Рублевка в устах наших современников - это синоним богатой, "гламурной" жизни, вхождения в элиту, в круг знаменитых и власть предержащих людей. Именно поэтому ее название часто произносится с оттенком иронии. Но история знаменитой "Царской дороги" началась отнюдь не в конце 1990-х. Об этом корреспондент "Интерфакс-Религия" Ольга Гуманова попросила рассказать писателя, историка Константина Ковалева-Случевского, автора недавно вышедшей книги "Другая Рублевка. Тайны Царского пути. Виртуальное путешествие во времени и пространстве".

- Константин Петрович, с чего началась знаменитая Рублевка?

- Рублевке как таковой почти 700 лет. Это дорога, которая была притчей во языцех все это время, а не только с девяностых годов XX века. Дело в том, что, начиная с Ивана Калиты, по наследству старшему сыну доставалась Москва, а следующему сыну - Звенигород. И было Лествичное право наследования престола, которое подразумевало передачу власти великого князя на Руси не от отца к сыну, а от брата к брату. И когда умирал старший брат, то торжественно, по трассе №1 XIV и XV веков въезжал из Звенигорода в Москву будущий правитель государства. Таким образом, это была важнейшая дорога. Умные и практичные люди, которые дружили с властью, естественно, жили в Москве. Но, как мы уже сказали, будучи умными, они на всякий случай думали о том, кто будет следующим великим князем. И поэтому вдоль Звенигородской дороги, от Москвы до Звенигорода, скупали земли и селились самые богатые, самые известные и самые продвинутые люди Руси и - позднее - России. Таким образом, весь, условно говоря, гламур, то, что сегодня подразумевается под словом Рублевка (Рублевка - это фактически и есть бывшее Звенигородское шоссе, Звенигородский тракт), процветал здесь всегда. Вот откуда все это пошло.

Как раз в XIV столетии в Звенигороде князем Юрием Звенигородским, любимым сыном Дмитрия Донского, были построены в так называемом звенигородском стиле уникальные каменные соборы. Это Успенский на Городке и Рождественский в будущем Саввино-Сторожевском монастыре. Юрий Дмитриевич Звенигородский построил в том же стиле и знаменитый каменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, потому что преподобный Сергий был его крестным отцом. Таким образом, тогдашняя Рублевка стала еще и священной дорогой, так как вела из Москвы к мощам преподобного Саввы Сторожевского, которые и ныне находятся в Рождественском соборе основанного им монастыря. Преподобного старца Савву называли покровителем царей богоизбранных, ибо тогда начиналась долгая междоусобная война за власть, а он поддерживал и благословлял тех, кто имел настоящее право наследования, то есть по завещанию Дмитрия Донского. Поэтому и путь в Звенигород стали называть "дорогой царей богоизбранных", или "Царской дорогой". И так длилось столетиями.

А если просто перечислять всех известных людей, которые тут жили или владели окрестными землями Например, при Алексее Михайловиче это были бояре Борис Морозов, воспитатель молодого царя, Глеб Морозов и их сестра Феодосия, знаменитая боярыня Морозова, которая изображена на картине Сурикова. Они были богатейшими людьми России. Когда проезжала по Звенигородской дороге Феодосия Морозова, то у нее была упряжка в двенадцать лошадей (!), чего по тем временам не было даже у царя, сто человек "слуг и рабов", которые ее сопровождали, и вся эта процессия производила невероятное впечатление, потому что это был роскошный выезд. Так что современные "майбахи", "ламборджини" или "порше кайены", которые там ездят, даже не могут сравниться с тем, что бывало на исторической Рублевской дороге.

- Откуда произошло название "Рублевка"?

- Это не только дорога, связанная в современном сознании с "рублем". Бытует несколько народных предположений, откуда произошло название "Рублевское шоссе". Однако никакого отношения к деньгам оно не имеет. Другая версия - будто название имеет отношение к иконописцу Андрею Рублеву. Ведь он расписал оба Звенигородских каменных собора - и Успенский на Городке, и Рождественский в монастыре. Там на стенах даже сохранились его фрески. А знаменитый "Звенигородский чин" в 1918 году экспедицией Грабаря был найден как раз на Городке, у Успенского собора. Данный иконописный чин уникален и находится теперь в Третьяковской галерее. Знаменитый лик Спаса Звенигородского один американский ученый назвал "ликом России".

Наконец, два слова о главной версии происхождения наименования шоссе. Рядом со МКАД, немного в стороне, существует до сих пор поселок Рублево. Именно это географическое называние стало основой для Рублевского и Рублево-Успенкого шоссе.

Откуда же возникло название Рублево? Самое простое объяснение - там строили рубленые дома.

- Кто из известных людей жил на Рублевке в более позднее время?

- В XIX веке это были известнейшие имена. Там жили Пушкин, Чехов, Левитан, в начале XX века - Танеев, Бердяев, затем Горький, Пришвин. Можно перечислять такое количество имен, что все удивятся. Землями на Рублевке и тогда владели богатейшие люди. Здесь селились представители великокняжеских семей, уже другие Морозовы - Савва и его брат Сергей, Мамонтовы, знаменитый олигарх Левон Зубалов (Зубалошвили), который заработал в конце XIX века деньги на нефти, построил на сотнях гектаров рублевской земли свои замки (в этом участвовал архитектор Павел Бойцов, который также построил замок Мейендорфа в Барвихе и замок в английском стиле в Успенском). Земли Зубалова сохранились до сих пор, при большевиках они были разбиты на части, там поселился Дзержинский, была дача Сталина, жили Каменев, Бухарин, Ворошилов, Микоян и масса других людей. Сейчас эти земли сохранились, часть из них занята хозяйством Горки-2, поставлявшим продукты питания в Кремль и избранным окрест Рублевки, часть является местом, где живет нынешний президент Дмитрий Медведев (Горки-9), часть - где живет премьер-министр Владимир Путин - превратилась в так называемое Ново-Огарево.

По этой дороге в Саввино-Сторожевский монастырь ездили практически все до одного русские великие князья, все русские цари, все российские императоры после Петра I, включая самого Петра. Они делали туда вклады, очень почитали это место, и особенно Алексей Михайлович, который возродил поклонение преподобному Савве Сторожевскому, присоединив по благословению того же Саввы обратно к России Смоленск, сняв в 1652 году со Смоленской ратуши, которая принадлежала полякам, часы голландской работы и колокол. Сейчас они на башне Саввино-Сторожевского монастыря, и это единственный оставшийся подлинный колокол (правда, голландской работы), который сохранился в обители до наших дней. Потому что в 1930 году, при большевиках, все монастырские колокола были сняты и переплавлены новой властью. Последний великий и знаменитый Большой Звенигородский Благовестный колокол, весивший 35 тонн, сохранился до 1941 года, но был, к сожалению, взорван, причем нашими же органами НКВД, для того, чтобы немцам не достался. От него сохранился только кусок. На колоколе были отлиты знаменитые и таинственные, зашифрованные надписи руническим письмом, сделанные лично царем Алексеем Михайловичем. Их расшифровали только в XIX веке. Когда били в этот колокол, то, говорят, было слышно даже в Москве.

Очень много разрушили и изменили во время советской власти. Именно на Старой Рублевской дороге, как это ни прискорбно, Ленин в марте 1922 года написал письмо членам Политбюро, в котором призвал к тотальному расстрелу духовенства. Там же он написал статью "О значении воинствующего материализма", где призывал к конфискации церковных ценностей под предлогом голода в Поволжье.

- Ну, а сегодня духовная жизнь на Рублевке возрождается?

- Конечно, и тому есть наглядные примеры. Например, в Барвихе, прямо у шоссе, гостей встречает деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Это новое воспроизведение старой, разрушенной. Она появилась здесь в 1996 году и освящена в 1998-м. Мы видим воочию один из очень удачных примеров возрождения древнего зодчества в Московии. Здешний хутор принадлежал московскому Зачатьевскому монастырю, что на Остоженке. В советское время не повезло ни известной женской обители, ни ее подворью в Барвихе. Монастырь закрыли в начале кампании по конфискации церковных ценностей, в 1925 году, а барвихинский храм - в 1930-м. И вот теперь подворье монастыря опять появилось на Рублевке. А храм стал настоящим украшением не только поселка Барвиха, но и всего современного Звенигородского пути.

Есть здесь неподалеку еще одна церковь, построенная подвижническими усилиями жителя Барвихи в дачном поселке Новь. Приступили к ее возведению в 2001 году, а освятили в 2004-м. Она стала в то время единственной в России, носящей имя святого благоверного князя Вячеслава Чешского. История с чешским князем Вячеславом, которая произошла в X веке, напоминает нам другую, связанную с рублевским прошлым, когда в XIV столетии два сына Дмитрия Донского не смогли поделить власть, что породило много смертей. Убиенные святые страстотерпцы князь Вячеслав и княгиня Людмила почитаются теперь покровителями Чехии. Необычайные параллели в истории Поэтому можно сказать, что такая церковь появилась в Барвихе не случайно. Теперь тут хранятся частички мощей этих святых.

Иконостас храма напоминает интерьер одной из главных церквей императорской России - храма Зимнего дворца в Петербурге, иконостас которого (созданный по проекту знаменитого архитектора Растрелли) можно сравнить со здешним, в Барвихе. И они окажутся идентичными. Изменены лишь масштабы, величина. Это выглядит весьма необычно. Хотя бы потому, что питерский оригинал был продан в 1920-е годы за рубеж. И тот, кто хочет увидеть барочное творение великого итальянца, может посетить барвихинскую церковь на Рублевке.

- Известны ли Вам чудеса, мистические истории, связанные с Рублевкой?

- Две легенды, или чуда, связаны с Саввой Сторожевским: как он спас Алексея Михайловича от медведя на охоте, и второе - как потомки Наполеона стали жить в России, а именно Эжен Богарне, приемный сын Наполеона Бонапарта от Жозефины, командовал войсками при входе в Звенигород. Французы стали грабить город и монастырь. Ночью Эжену Богарне явился старец Савва и сказал: "Прекрати, и тогда ты останешься жив, и все твои потомки будут жить в России". Он прекратил грабеж и забыл об этом. Однако рассказал эту историю своему сыну, который приехал уже в 1830-е годы в Россию, посетил Савву Сторожевского, через месяц был на приеме у Николая I, познакомился с его дочерью Марией Николаевной и женился на ней. Все потомки Наполеона по линии Богарне стали герцогами Лейхтенбергскими, приняли православие и жили в России. Это чудо началось на Рублевской дороге.

Выпуская книгу "Другая Рублевка. Тайны царского пути", я думал о продолжении. И теперь, после выхода книги, мне стали звонить разные жители и обитатели Рублевки. Открылся мир некоторых домов, в которые я бы никогда в жизни не попал, в том числе довольно зажиточных. Оказалось, что там живет много интереснейших людей, которые, например, вдоль всей Рублевки на свои деньги построили много церквей. Люди возводят домашние, домовые храмы, часовни, проводят крестные ходы, праздники, восстанавливают исторические постройки. То есть умело и с пониманием распоряжаются своими возможностями. И слава Богу, что так.

Конечно, название пути - Рублевка - звучит иронично. И привыкнуть к этому всерьез будет уже непросто. Я бы предложил переименовать, вернее, возвратить дороге ее прежнее, историческое наименование - Звенигородское шоссе. Это было бы справедливо, хотя бы потому, что когда-то Звенигород со Звенигородским уездом был важнейшим, самым большим и богатейшим краем Московии. Надеюсь, что справедливость восторжествует.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений