Куртулуш Ташкент: Я уезжаю из Москвы с чувством выполненного долга

Посол Турции в России Куртулуш Ташкент, завершающий в этом месяце свою 6-летнюю миссию в России, в интервью "Интерфаксу" оценил прошедшие годы как время прорыва в русско-турецких отношениях

Куртулуш Ташкент: Я уезжаю из Москвы с чувством выполненного долга
Куртулуш Ташкент: Я уезжаю из Москвы с чувством выполненного долга

Москва. 2 мая. INTERFAX.RU - Посол Турции в России Куртулуш Ташкент, завершающий в этом месяце свою 6-летнюю миссию в России, дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой по актуальным вопросам турецко-российских отношений.

Господин Посол, как Вы оцениваете нынешнее состояние российско-турецких отношений в политической, торгово-экономической, гуманитарной областях? В каких сферах вы видите потенциал для более тесного сотрудничества? Что является проблемным в отношениях Анкары и Москвы?

Я очень счастливый посол. Поскольку именно во время моего пребывания на этом посту в российско-турецких отношениях произошел прорыв. Редко можно встретить страны, отношения между которыми развиваются в равной степени успешно как в политике, так и в экономике. Бывают случаи, когда политические отношения хороши, но экономические отстают, или наоборот. В наших отношениях хочется отметить, что и политические, и экономические связи развиваются одновременно и параллельно друг другу. В политических связях у нас существует большое взаимоуважение и доверие. Подходы к региональным и международным проблемам у нас совпадают или близки. Между руководителями – президентами и премьер-министрами - наших стран существуют очень тесные отношения и очень часто, особенно в последнее время, они разговаривают друг с другом по телефону.

Очень редко можно встретить такое бурное развитие экономических отношений, потому что если в 2002 году наш товарооборот составил 5 млрд $, то в конце 2007 года он уже составил 28 млрд $.

Сейчас Россия является вторым по значению торговым и экономическим партнером Турции. Турция стоит на седьмом месте среди крупнейших партнеров России и в то же время на четвертом по значению рынком сбыта для России.

В плане человеческих отношений на первый план выходит туризм. Здесь Турция является главным туристическим направлением для россиян. В 2007 году 2,5 млн российских туристов побывало в Турции, и таким образом российские туристы вышли на второе место после туристов из Германии.

8 апреля открылся год культуры Турции в России, а в прошлом году в Турции прошел год культуры России. В гуманитарном плане это было очень важным событием. Если вы спросите, есть ли серьезные проблемы в отношениях между Москвой и Анкарой, то, я отвечу, что таких проблем нет. И я не вижу никаких причин, чтобы они могли возникнуть в будущем.

На минувшей неделе в Кувейте состоялась конференция по урегулированию в Ираке. Ирак для вас – соседняя страна. Какими Вам видятся перспективы урегулирования ситуации в этой стране? Считаете ли Вы успешными операции, проведенные Вашей страной в отношении курдских боевиков на Севере Ирака, возможны ли новые в будущем?

В данный момент очень важно, чтобы в Ираке воцарилась стабильность, и чтобы там было сильное центральное правительство. Это важно для всего региона. И мы в этом плане всегда старались помочь Ираку как с точки зрения двусторонних отношений, так и с точки зрения международных. Так, например, именно мы начали проведение конференций стран-соседей Ирака и потом даже расширили круг участников этой конференции. Эта конференция в Кувейте относится к числу тех конференций, в которых принимает участие расширенный круг стран, заинтересованных в решении проблем Ирака. Турция активно в ней участвует, как и Россия. Обе страны сейчас сотрудничают с тем, чтобы в Ираке установилось стабильное положение. Что касается наших операций в Северном Ираке, то они укладываются в рамки борьбы с терроризмом против террористов из Рабочей партии Курдистана (РПК).

Как известно, центральное правительство Ирака не имеет особого влияния в Северном Ираке, там существуют местные власти, при попустительстве и поддержке которых там весьма прочно обосновалась РПК и ее террористические группировки. Эти группировки постоянно совершали переходы через границу и нападения на турецкое гражданское население, на сотрудников безопасности и военных.

Вследствие беспомощности центрального правительства и из-за попустительства террористам со стороны местных властей Ирака Турция была вынуждена организовать эти операции. С разрешения парламента, которое предоставлено правительству сроком на один год, были предприняты воздушные налеты на Ирак, артиллерийские обстрелы. Таким образом, была проведена военная операция по уничтожению террористов в Северном Ираке.

Затем 21-22 февраля в Ирак были направлены части турецких сил, которые провели там окончательные зачистки и покончили со многими террористами. Что важно в этом деле – это то, что не пострадал ни один мирный житель, ни один гражданский объект. Операция была проведена исключительно против РПК и ее террористов.

Борьба с терроризмом - это очень длительный и напряженный процесс, мы думаем, что будем вести ее и дальше. В борьбе с терроризмом большое значение имеет двустороннее и многостороннее сотрудничество. И мы будем надеяться, что правительство Ирака со временем тоже сможет принять участие в борьбе с терроризмом.

То есть подобные операции могут быть проведены Турцией в будущем?

Да.

Проходила информация о предложении Вашингтона Анкаре разместить на территории Турции мобильный радар в рамках американской системы ПРО. Какова позиция властей Турции в отношении этих планов США?

Когда речь зашла о размещении элементов ПРО в Польше и Чехии, то президент России Владимир Путин в одном из разговоров сказал, что если эта система нацелена против Ирана, то почему бы Америке не построить радар в Турции.

В вашей прессе были подобные сообщения, но у меня лично не было никаких сведений о том, что США намерены разместить в Турции какой-то радар или другой элемент системы ПРО, и поэтому, как вы понимаете, я не могу каким-то образом комментировать это.

Сотрудничество между Америкой, Европой и Россией в деле решения проблем,

связанным с ПРО, было бы, конечно, весьма полезно как для России, так и для Европы и Америки. Очень важно, чтобы это сотрудничество охватывало и НАТО, и Россию, и ЕС.

Известно, что Турция в ближайшем будущем подпишет контракт с Россией на поставку противотанковых ракетных комплексов. Не могли бы Вы уточнить, сколько ПТРК будет поставлено в Турцию и на какую сумму? Как Вы в целом оцениваете нынешнее состояние и перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества?

В последнее время мы постоянно проводим совещания по поводу нашего военно-технического сотрудничества, которое имеет свой план и по этому плану регулярно осуществляется. Мы полагаем, что, несмотря на всю разницу в стандартах, которая существует у двух стран, ВТС между нами возможно. И в этом контексте "Рособоронэкспорт" выиграл один из тендеров на поставку противотанковых ракетных комплексов.

Сейчас на эту тему продолжаются переговоры между "Рособоронэкспортом" и нашим министерством оборонной промышленности. Поскольку они идут в обстановке секретности, у меня нет сведений о том, сколько комплексов будет продано. Журналисты раньше дипломатов успевают получить такие сведения. Поэтому, основываясь на этих данных, сумма контракта будет 80-100 млн $.

Какие-то еще контракты обсуждаются сейчас?

Сейчас проходят совещания в области сотрудничества в военно-промышленном комплексе. И на них, в основном, рассматривается вопрос, как мы можем развивать наше ВТС. Я хочу отметить, что мы в ходе этого сотрудничества хотим не просто покупать и продавать готовые боевые и технические средства, боеприпасы, но мы хотим также, чтобы существовал обмен технологиями и развивалось это направление. Поэтому такое сотрудничество могло бы быть для нас очень полезным.

Каковы шансы России на победу в тендере на строительство АЭС на территории Турции?

Этот тендер открылся в марте. Ожидается, что будет закончен в сентябре. В тендере могут принимать участие как турецкие представители, так и представители других стран, совместных компаний. Победитель тендера будет строить АЭС в районе Мерсина.

Мощность АЭС будет составлять 5 тысяч Мегаватт. И мы будем только рады, если российские компании примут участие в таком тендере. Мы знаем, что этим проектом очень заинтересовался Атомстройэкспорт. Во всяком случае, они приезжали в Анкару в декабре прошлого года и встречались там с нашим министром энергетики и природных ресурсов. И, таким образом, возникает возможность сотрудничества в этой области. Сейчас ведутся переговоры по подписанию соглашения о сотрудничестве Турции и России в мирном использовании атомной энергии с тем, чтобы привести к общему знаменателю нашу правовую базу в этой области. Мы думаем, что в скором времени они переговоры на этот счет завершатся.

Минувшей зимой Россия увеличила поставки газа по "Голубому потоку" по просьбе турецкой стороны. Как Вы оцениваете данный шаг Москвы?

Сейчас, как и в других областях нашего сотрудничества, в сфере энергетики между Россией и Турцией установилось полное доверие. Может быть, для некоторых стран сотрудничество в области энергетики, наоборот, является предметом взаимного недоверия, но наших отношений это не касается.

Что касается увеличения поставок газа в Турцию, это было не только в прошлом декабре, но и раньше. Потому что в Турции в зимние месяцы резко возрастает потребность в энергоресурсах и Газпром, как правило, идет навстречу и увеличивает поставки газа в этот период. Мы высоко ценим это и считаем, что это как раз является примером взаимного доверия в этой области.

В сотрудничестве в области энергетики у России и Турции существует очень большой потенциал. Об этом можно говорить как в двустороннем плане, так и многостороннем. Мы, например, одну четверть импорта нефти и 2 трети импорта газа осуществляем из России. А что касается многостороннего сотрудничества, то, мы полагаем, российский газ мог бы через территорию Турции поставляться на Юг в Израиль, а также в европейском направлении.

Во время визита в Москву в феврале этого месяца министр иностранных дел Турции Али Бабаджан говорил о том, что Россия могла бы присоединиться к газовому проекту Набукко. Чем больше будет различных трубопроводов, тем будет лучше как для тех, кто нуждается в этом газе, так и для тех, кто его поставляет. И поэтому мы рассматриваем наше сотрудничество с Россией в энергетической области не как конкуренцию, а, наоборот, как общее дело, которое необходимо всем.

Но Россия считает проект Набукко экономически нерентабельным…

Я думаю, что если производственная эффективность этого проекта повысится и станет больше, то Россия, наверное, могла бы в нем участвовать. И потом, можно не ограничиваться только Набукко, можно осуществлять другие проекты в рамках сотрудничества между Россией и Турцией.

Считает ли руководство Турции целесообразным увеличение присутствия российских компаний на местном топливном рынке?

Мы сейчас проводим либерализацию топливного рынка и открываем его для иностранцев. И поэтому мы бы хотели, чтобы российские компании приняли активное участие в расширении нефтяных и газораспределительных сетей.

"Лукойл" уже имеет около 50 АЗС в Турции и, мы знаем, что компания имеет планы увеличить свое присутствие там. Есть намерение строить газохранилище, нефтеочистительные заводы, и мы будем только рады этому. Я знаю, что многие российские фирмы испытывают интерес к участию в газораспределительных сетях, в тендерах по ним, и хотят в них участвовать. Могут быть и другие проекты в этой области.

Напомню, что "Лукойл" построил в районе Измита нефтехранилище объемом

примерно на 10 тысяч тонн. Сейчас также осуществляются контакты по покупке и строительству нефтеочистительного завода.

По-прежнему ли Турция стремится стать членом ЕС?

Неотъемлемым элементом политики турецкого правительства, как и любого правительства, являются отношения с ЕС. И целью этих отношений, конечно, является вступление в ЕС, но на данном пути встречаются трудности. Так, например, Турция по своему политическому потенциалу, экономической мощи и количеству населения значительно превосходит все те страны, которые были приняты в ЕС в последнее время. Конечно, трудно согласиться с тем, чтобы такая страна сразу вступила в союз. Но, если Европа хочет, чтобы росла ее политическая значимость, ее экономический потенциал, то она, конечно, не сможет долго противиться тому, чтобы принять Турцию в свои члены. Но вне зависимости от того, осуществится эта цель или нет, Турция будет продолжать оставаться мощным, экономически независимым и очень важным в политическом плане государством.

С какими чувствами вы покидаете Москву?

Москва – это такой город, в котором я был послом дольше, чем где бы то ни было. Это совсем разные вещи: пробыть где-то два года или шесть лет. И я расстаюсь с Москвой, с Россией с добрыми чувствами и чувством выполненного долга, с чувством удовлетворения. Как раз во время моей работы в Москве в отношениях между Турцией и Россией во всех областях произошел большой прорыв. Поэтому в профессиональном плане, как посол, я уезжаю отсюда с чувством удовлетворения. Как гражданин Куртулуш Ташкент, как человек, я расстаюсь с Москвой и Россией с весьма теплыми чувствами.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений