Российско-грузинские отношения можно было бы урегулировать за 15 минут

И.о. главы МИД Грузии Григол Вашадзе в интервью "Интерфаксу" комментирует текущее состояние российско-грузинских отношений

Российско-грузинские отношения можно было бы урегулировать за 15 минут
Российско-грузинские отношения можно было бы урегулировать за 15 минут

Москва. 30 апреля. INTERFAX.RU - И.о. министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в эксклюзивном интервью корреспонденту "Интерфакса" Ксении Байгаровой дал оценку текущему состоянию российско-грузинских отношений и основных проблемных моментов.

Отношения между Грузией и Россией сегодня настолько обострены, что кое-кто уже поговаривает о начале войны между нами. Вы верите в такой сценарий?

Отношения между Грузией и Россией сегодня не просто обострены - мы находимся в фазе очень острого кризиса. И заявление российского МИД о том, что никакого кризиса между Россией и Грузией нет, а есть кризис между Грузией и регионами Грузии, - это все от лукавого. Все прекрасно понимают, между кем и кем существует конфликт на самом деле. И абхазы, и осетины, и грузины сегодня находятся в заложниках у России. Иначе мы бы уже давным-давно договорились.

Что касается обострения наших отношений, то можно даже не слушать ни российских, ни грузинских официальных лиц. Можно просто прочитать все заявления МИД России, начиная с 6 марта этого года, где это ведомство заявляет о выходе из решения глав государств СНГ от 19 января 1996 года, и посмотреть на этот кризис в динамике. И никаких вопросов больше не возникнет.

Каждый раз мы реагировали на очередной опасный шаг России. Эти шаги сперва имели характер политический, а потом – что предсказуемо – перешли в военную фазу, после того, как сбили наш самолет. А теперь уже начинается серьезное военное строительство в Абхазии, и это уже приняло характер неприкрытой военной агрессии.

То есть вы верите, что война возможна?

Вы знаете, учитывая нашу историю начиная с 1917 года, приходится верить во все. Но мы делаем все возможное, чтобы этого не случилось. Позиция руководства Грузии - и нашего президента в первую очередь - сводится к тому, что нас втащить в войну не удастся, сколько бы ни старались.

С каждым днем растет изоляция России, непонимание и отторжение российской позиции на международной арене все больше усиливается.

Почему, на Ваш взгляд, российско-грузинские отношения обострились именно сейчас? Наблюдатели связывают это со стремлением Грузии вступить в НАТО…

Почему именно сейчас Россия решила ввести в кризисную фазу наши отношения, которые вроде бы начали немного оттаивать, не знаю. Даже не хочу рассуждать на эту тему.

Все эти разговоры о том, что, мол, полетели прямые рейсы между Россией и Грузией, возобновилось почтовое сообщение, пусты. Видимо, люди не слышали, что есть Интернет, и что DHL, UPS и TNT как ходили между Москвой и Тбилиси, так и ходят. А что касается реконструкции пограничного перехода "Верхний Ларс", то он нужен больше Армении, чем Грузии. Ведь Армения, как известно, является главной союзницей России на Южном Кавказе.

Отмена односторонних мер, введенных Москвой, и попытка выдать это за гигантское достижение в российско-грузинских отношениях на фоне фактической аннексии неотъемлемой части грузинской территории, вызывает недоумение.

Сегодня факт остается фактом: каждый раз, когда президент Грузии говорит, что настало время сесть за стол переговоров и комплексно решить все наши проблемы, каждый раз, когда он выдвигает новые инициативы по поводу Абхазии или Цхинвальского региона, – начинается этот кризис. Оксфордское образование не нужно, чтобы понять, что происходит.

В Тбилиси всегда заверяют, что не намерены использовать силу в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Почему тогда Грузия отказывается заключить соглашения о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией?

Я повторю то, что мы каждый раз говорим на переговорах: есть соглашение от 1994 года о прекращении огня и разъединении сторон. Соглашение предусматривает не только прекращение огня, но и отказ от возобновления военных действий и разъединение сторон. Если это соглашение до сих пор действует, то зачем нам нужен какой-то дополнительный документ? Если соглашение в глазах России уже потеряло свою правомочность, то на каком основании миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского конфликта? Хотя, вообще-то, эту зону следовало бы назвать зоной грузино-российского конфликта.

Это вопрос не политический, а чисто правовой: если соглашение от 1994 года действует, то зачем городить новые документы? Если документ уже не действует, то тогда нам надо в комплексе рассмотреть все наши взаимоотношения в зоне конфликта.

Между тем Россия обвиняет Грузию в нарушении этого соглашения, согласно которому в зоне грузино-абхазского конфликта не может быть никаких вооруженных сил. Грузия же считает обоснованным полет беспилотного самолета-разведчика в этом регионе. Какие Вы видите правовые основания для осуществления таких полетов?

Никаких вооруженных сил Грузии в зоне конфликта нет. Это первое. Во-вторых, никакие международные соглашения не запрещают полеты летательных аппаратов суверенного государства над собственной территорией. Если Россия признает территориальную целостность Грузии, то наши самолеты, а особенно беспилотники, которые ничем не вооружены и принадлежат МВД, могут летать, где им заблагорассудится. И самый главный вопрос: у соглашения 1994 года было приложение. В нем указан точный перечень тех вооружений, которые нельзя иметь в зоне конфликта.

А вот что на территории Грузии делал российский военный МиГ-29, который взлетел с базы в Гудауте – это большой вопрос. В соответствии с финальным актом ОБСЕ от 1999 года в Стамбуле Россия должна была закрыть эту военную базу. И впоследствии не раз заверяла, что база закрыта, что там нет персонала, что она непригодна для использования в военных целях. Думаю, России еще долго придется отвечать на вопросы по поводу этой базы не только Грузии, но и всему международному сообществу.

Но Россия отрицает, что грузинский беспилотник был сбит российским МиГ-29. Более того, в Москве считают, что Грузия не продемонстрировала видеозапись с моментом поражения летательного аппарата на заседании СБ ООН из-за того, что она сфабрикована. Как Вы это прокомментируете?

Я с сожалением должен сказать, что старые привычки умирают с трудом. Когда одно ведомство или группа лиц, которые принимали решение о полете этого МиГа над территорией Грузии, потом как нашкодившие мальчики начинают говорить, что это не они, а сосед по парте - это просто стыдно. МиГ-29 находится в регионе на вооружении только у российских вооруженных сил. Ни у кого нет ни пилотов, ни таких машин. Поэтому МиГ-29 мог прилететь только со стороны России. Это первое.

Второе. Мы предоставили России данные нашего радара. На следующий день после инцидента, чтобы уладить проблему в самом зародыше, мы направили российской стороне официальную ноту с просьбой обменяться данными активных военных радаров. Все вопросы были бы сняты. Россия бы сказала, что это было самоуправство летчика, или же просто ошибка. Получается, как с южнокорейской самолетом-разведчиком, который улетел в сторону моря, а потом выяснилось, что и не в сторону моря, и не разведчик, а пассажирский самолет.

Что касается того, почему мы не продемонстрировали видеозапись. Специальное заседание Совета Безопасности ООН ограничено во времени. У всех членов Совета Безопасности на столе лежали и данные наших радаров, и видеопленка. Так что демонстрировать это отдельно никакой целесообразности не было. Насколько же шаткие позиции у людей, которые придумывают такие аргументы.

И, чтобы закончить эту тему, могу сказать: в Грузию сейчас прибывают международные эксперты. И эти эксперты уже делают свои заключения. России придется давать очень много объяснений в связи с этим инцидентом. Я Вам это обещаю. Потому что впервые у нас есть неопровержимые доказательства. А вообще неопознанные летательные объекты бомбят территорию Грузии уже довольно давно.

Недавно Грузия попросила ОБСЕ провести инспекцию военной базы в Гудауте. Намерены ли грузинские специалисты войти в состав экспертов, если будет принято решение о таком мониторинге?

Обязательство закрыть военную базу в Гудауте – это обязательство России не перед Грузией, а перед всем международным сообществом. Эти обязательства подразумевают документальную передачу этой базы Грузии и дальнейшее приведение этой базы в негодность. Грузинская сторона собирается и обязательно будет участвовать в этом торжественном акте.

Нам все равно, будут или нет участвовать грузинские эксперты в мониторинге. Главное, чтобы были выполнены обязательства России по приведению этой базы в негодность.

Дала ли ответ ОБСЕ? Когда мониторинг может состояться?

ОБСЕ начинает эти вопросы рассматривать, мы проводим многосторонние консультации на этот счет.

Будет ли Грузия продолжать блокировать переговоры по вступлению России в ВТО?

Грузия ничего не блокировала. Как известно, 16 апреля было опубликовано сообщение МИД России о том, что по указу президента РФ разработан целый комплекс мер по установлению связей с Абхазией и Цхинвальским регионом. Это предусматривает установление прямых торгово-экономических связей; признание всех документов, которые выданы незаконными сепаратистскими властями; признание правомочности внешнеторговых агентов сепаратистских властей; правомочность юридических лиц. То есть режим торговли между Россией и двумя регионами суверенного государства Грузия абсолютно изменился.

Представьте, если мы в обход центральных российских властей начнем, не соблюдая российского законодательства, торговать с Псковской областью, или с Калининградской областью – какой из этого последует вывод? Что грузинская сторона незаконно поменяла режим торговли, который соответствует правилам и нормам ВТО. Поэтому мы ничего не блокировали: это Россия сама себе заблокировала вступление в ВТО.

Но ведь Псковская и Калининградская области, к счастью, не имеют статуса непризнанных республик…

А какое это имеет отношение к торговле между двумя государствами? Россия говорит, что она признает территориальную целостность Грузии. Раз она признает, то торговый режим с Грузией должен быть одинаков со всеми ее регионами. А если она признает абхазскую таможню, то это идет вразрез с заявлениями о признании территориальной целостности.

Пока указ президента России не будет отменен, как нарушающий все правила и нормы ВТО и устанавливающий совершенно не приемлемый для нас торговый режим, переговоры идти не будут. А когда Россия отменит этот указ, мы начнем переговоры о ее вступлении в ВТО с того места, где они прервались.

Глава российской делегации на переговорах по ВТО в Женеве М.Медведков сообщил, что, несмотря на противодействие Грузии, удалось согласовать многосторонний документ по вступлению Грузии в ВТО, однако 30 апреля Минэкономразвития Грузии выступил с опровержением. Чем можно объяснить такие разные оценки?

Каждый раз, когда принимаются документы о членстве какого-либо государства в ВТО, этот документ проходит так называемую ревизию. Ревизия есть шаг вперед к вступлению в Организацию. Вот сейчас должна была пройти четвертая ревизия, но этого не произошло. Все подготовленные документы просто оформили в виде одной тетрадки, но даже не приняли в качестве рабочего документа. Если это вызывает радость у российских коллег нашего Минэкономразвития, то я с этим спорить не могу. Каждый радуется тому, чему радоваться хочет. Можете мне поверить: никакого шага вперед по вступлению России в ВТО не будет сделано до тех пор, пока Россия не пересмотрит свои решения.

Вероятны ли в ближайшее время какие-либо контакты на высшем и высоком уровнях между Россией и Грузией? Поедет ли президент Грузии Михаил Саакашвили на неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербург?

Уже с начала марта мы пытаемся выйти на нормальные прямые контакты с российской стороной, причем на всех возможных уровнях. К сожалению, ответа не получаем, хотя предлагаем только одно: сесть за стол переговоров и в комплексе решить все вопросы. Если бы у российской стороны было желание урегулировать отношения с Грузией, то это можно было бы сделать за 15 минут. Будут ли контакты? С этим вопросом лучше обращаться к российской стороне. Мы, со своей стороны, готовы к переговорам и всегда были готовы. Но вся история Грузии, начиная с 1991 года, наполнена попытками ограничить ее независимость, суверенитет и территориальную целостность. Поедет ли президент в Санкт-Петербург? Не могу ответить на этот вопрос, потому что события развиваются стремительно. Каждое утро мне приносят очередной "сюрприз" то от российского МИД, то от российского Минобороны. Поедет, если будет о чем поговорить и можно будет добиться каких-либо результатов. Ведь бессмысленных встреч мы уже провели такое количество, что впору в Книгу рекордов Гиннеса заносить.

Когда приступит к своим обязанностям новый посол Грузии в России? Может ли его прибытие в Москву задержаться с учетом нынешнего состояния российско-грузинских отношений?

Нет, пока никаких задержек не предвидится. Посол получил агреман, и, ориентировочно, в начале мая передаст верительные грамоты новому президенту России и приступит к выполнению своих прямых обязанностей, то есть к попыткам улучшить двусторонние отношения.

Интервью

Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках