Кризис, в какой-то степени, оказал на "Интегру" положительное влияние

Главный исполнительный директор группы Антонио Кампо рассказал "Интерфаксу" о том, как пережила кризис группа компаний "Интегра"

Кризис, в какой-то степени, оказал на "Интегру" положительное влияние
Кризис, в какой-то степени, оказал на "Интегру" положительное влияние

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU – Финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на нефтесервисную отрасль России. Он привел к оттоку капитала, снижению заказов и сокращению штата в компаниях. Компании ожидают, что ситуация улучшиться уже в 2011 году. О том, как пережила кризис группа компаний "Интегра" рассказал в интервью Агентству нефтяной информации главный исполнительный директор группы Антонио Кампо.

- В период финансово-экономического кризиса рынок нефтесервисных услуг достаточно сильно пострадал. Сократились объемы заказов со стороны нефтегазовых компаний. Наметилась ли тенденция к улучшению ситуации? Когда отрасли удастся выйти из кризиса?

- В результате коллапса, который произошел на нефтегазовом рынке в прошлом году, многие заказчики сократили свои капитальные затраты. Некоторые уменьшили расходы, в первую очередь на тех направлениях, где работы не могут быть выполнены собственными нефтесервисными подразделениями. В связи с недавним ростом цен на нефть, наши заказчики стали увеличивать бюджеты, и ситуация на нефтесервисном рынке со второго квартала 2009 года стала улучшаться. Полагаю, эта тенденция продолжится в третьем и четвертом квартале. Более заметной нормализация ситуации станет в следующем году. А уже с 2011 года улучшение нефтесервисного рынка станет очевидным, при условии, что не случится какой-либо существенный экономический спад

- Как "Интегра" пережила кризис? Насколько сократился персонал компании в этот период?

- В какой-то степени финансовый кризис оказал на "Интегру" позитивное влияние. Именно он помог компании осуществить синергию после ряда приобретений предыдущих лет, сократить затраты во всех направлениях бизнеса, а также ввести на всех уровнях жесткую финансовую дисциплину. Это было достаточно тяжело сделать с учетом быстрого роста рынков до кризиса. Так, мы сократили порядка 25% штата сотрудников. До кризиса у нас работало примерно 24 тысячи человек. На сегодня численность сотрудников составляет около 17 тысяч. Изменения коснулись каждого сектора компании, и, особенно, московского офиса, где мы сократили порядка 30% нашего персонала. Однако сейчас наша структура стала намного лучше. Можно сказать, что компания "Интегра" стала более линейной, чем она была до кризиса.

- Планируется ли дальнейшие изменения в штате сотрудников?

- Я думаю, что большинство мероприятий по этому направлению мы уже завершили, осталось только внести незначительные изменения и дополнения. Мы хорошо подготовлены к тому росту, который произойдет в течение ближайших пяти лет.

- Планируется ли дальнейшая оптимизация структуры компании?

- По крайней мере, в краткосрочной перспективе мы не собираемся этого делать. Думаю, наш портфель заказов достаточно стабилен. У нас нет какого-либо преобладающего бизнеса, как у некоторых наших конкурентов и наш портфель услуг достаточно диверсифицирован и сбалансирован в отношении продуктовых линеек.

- Какие ожидания у компании на 2010 год?

- Если мы посмотрим на последние заявки в области сейсмики, мы увидим рост спроса на эти услуги по сравнению с прошлым годом. Однако, с другой стороны, в результате кризиса на рынке присутствуют избыточные производственные мощности, а это оказывает давление на ценовую политику. По другим направлениям многое будет зависеть от результатов тендеров, которые сейчас заказчики начинают проводить. К концу декабря ситуация станет более ясной, можно будет оценить, насколько рост объемов позволил скомпенсировать падение цен и тогда уже можно будет делать более точные прогнозы на следующий год. Пока мы только можем сказать, что портфель заказов на 2010 год выглядит лучше, чем на этот.

- Насколько может сократиться долг и убыток компании по итогам 2009 года? Когда все же компания сможет выйти на прибыльность?

- Я думаю, мы можем смело сказать, что финансовая дисциплина и меры по сокращению расходов привели к тому, что наше финансовое положение улучшилось. Также важно упомянуть положительное влияние успешного размещения GDR, которое мы провели около месяца назад. Что касается нашего долга, в середине прошлого года он достигал $ 540 млн, в конце этого года он составит чуть более $200 млн, это тот уровень задолженности, который для нас приемлем. Более того, за последние кварталы у нас улучшается EBITDA, так же как и свободный денежный поток.

- Планируете ли на следующий год полностью погасить задолженность?

- Мы предпочитаем инвестировать в свое развитие.

- Какова может быть доля "Интегры" на нефтесервисном рынке на следующий год?

- Конечно, нам хотелось бы увеличить присутствие "Интегры" на рынке. Не берусь оценить в процентах, но, думаю, что в следующем году можно будет говорить о росте.

- Планируется ли расширить присутствие компании в других регионах?

- Сегодня "Интегра" работает в России и в странах бывшего Советского Союза. Мы также предприняли определенные усилия для того, чтобы выйти за пределы вышеназванного региона, например в Мавританию и Венесуэлу. Тем не менее, наш приоритет в краткосрочной перспективе - это упрочение наших позиций в России, а затем в странах бывшего Советского Союза, и уже потом ? выход в другие регионы. С другой стороны, если кто-то из наших российских заказчиков решит взяться за бизнес-операции за рубежом, мы будем стремиться двигаться вместе с ними.

- Каковы направления работы компании в Венесуэле? В свое время, были предложения, чтобы российские сервисные компании начали работать в этой стране вместе с Национальным нефтяным консорциумом?

- Мы, конечно, очень заинтересованы в участии в данном процессе, особенно в сфере машиностроения. Мне, надо сказать, этот рынок очень хорошо знаком, поскольку я достаточно долго занимался этим регионом. С точки зрения перспектив сотрудничества России и Венесуэлы это рынок очень интересен и привлекателен для "Интегры".

- А в Мавритании какие у вас проекты?

- Мы недавно завершили два сейсмических проекта в Мавритании. Открыли представительство в Курдистане (Ирак), где планируем начать работать в самом ближайшем будущем. В "Интегре" есть несколько направлений деятельности, которые готовы к экспорту, а именно IPM - интегрированное управление проектами, геофизика и продукция машиностроения. Однако я еще раз подчеркну, что мы больше сконцентрированы на дальнейшем развитии и укреплении нашей деятельности там, где мы уже присутствуем, то есть в России и странах бывшего Советского Союза.

- Планирует ли компания расширять свое присутствие в новых регионах России, на Дальнем Востоке, в частности на Сахалине, где реализуется ряд новых проектов?

- Будущее России в нефтегазовой индустрии в значительной мере связано с освоением месторождений Восточной Сибири и шельфа. Сегодня мы готовы предложить услуги нашим заказчикам в регионах Восточной и Западной Сибири. Что касается оффшора, "Интегра" готова выполнить некоторые виды работ, конкретно ? это интегрированное управление проектами. В будущем мы твердо планируем развивать наши технологические сервисы, чтобы стать серьезным игроком при реализации шельфовых проектов.

- Какие проекты на шельфе наиболее интересны?

- Мы присутствуем сейчас на Сахалине, и оказываем услуги по супервайзингу при бурении на шельфе.

- Планируется приобретение новых активов, новых подразделений в России?

- Я думаю, что у нас много пространства для органического роста в уже имеющихся у нас видах деятельности, особенно в ближайшей перспективе. Мы также ищем возможности расширения нашей продуктовой линии в технологических сервисах и мы планируем сделать это различными путями. Мы будем развивать ряд новых направлений бизнеса "с нуля", без каких-либо приобретений, как сделали это в колтюбинге и наклонно-направленном бурении. Но мы также будем искать возможности неорганического роста.

- Насколько изменится после кризиса ситуация на рынке нефтяного машиностроения?

- На нефтесервисном машиностроении кризис сказался достаточно болезненно. С другой стороны, если посмотреть на парк буровых в России и странах бывшего Советского Союза, становится очевидной срочная необходимость в модернизации существующих активов. Это потребует значительных капитальных затрат и несомненно откроет очень хорошие возможности и перспективы для нашего машиностроительного подразделения.

- Но есть ли у российских компаний потребность в новом оборудовании?

- Во время кризиса первое, что перестают делать компании ? это закупать новое оборудование. Как уже было сказано, учитывая текущее состояние парка буровых, ситуация нестабильна и откладывать надолго инвестиции в это оборудование нельзя. Рано или поздно появится необходимость либо произвести замену и/или осуществить модернизацию этих буровых. В этом контексте "Интегра", занимая достаточно прочные позиции, готова извлечь все преимущества из создавшейся ситуации и выпустить мобильные, кустовые и стационарные установки нового дизайна. А наш инжиниринговой центр уже предлагает на рынке варианты модернизации старого станочного парка, которые смогут продлить срок эксплуатации устаревшего оборудования.

- Как "Интегра" будет развивать производство буровых установок после того как у компании истечет право на бренд "Уралмаш"?

- Дело в том, что наши буровые установки, узлы и блоки производились на мощностях ЗАО "Уралмаш-буровое обрудование", которое не имеет отношения к ОАО "Уралмашзавод". Конечно, и в России и в странах ближнего, и дальнего зарубежья имя "Уралмаш" очень хорошо известно ? история, традиции, индустриальная мощь. Но мир меняется, для потребителя важен не только известный бренд, но и качество, цена, инновационность. Поэтому мы не делали ставку на использование данного бренда в продуктовой линейке нашего машиностроительного подразделения. Мы создавали новые продукты, в частности: тяжелую мобильную буровую установку МБУ 3200/200 для KSA Deutag (2007 год), тяжелую кустовую буровую установку БУ 6500/450 ЭЧРК-БМ1(БМ2) для ОАО "Новатэк" (РТС: NVTK) (2008 г.), буровые установки эшелонного типа БУ 4200/250 ЭК-БМ (Ч) "Екатерина" для "Газпром" (РТС: GAZP), кустовые буровые установки БУ 4500/270 ЭК-БМ, БУ 5000/320 ЭК-БМ и БУ 5000/320 ЭК-БМ(Ч) для "Роснефти" (РТС: ROSN) (2008-2009 гг.). Заканчивается производство и поставка новой стационарной буровой установки для разведочного бурения в Восточной Сибири БУ 5000/320 БМ(Ч) для "Роснефти". Это целый ряд крупных и уникальных проектов.

Сейчас наш инжиниринговый департамент работает по двум направлениям: первое – это разработка различных вариантов модернизации старого парка буровых установок и второе – это проектирование новых буровых установок. В Екатеринбурге, Тюмени и Костроме у нас около 200 инженеров-конструкторов, работающих над новыми дизайнами бурового оборудования. Также мы создали небольшой (около 10 человек) инжиниринговый центр в США. В сочетании российских и западных идей мы видим дальнейшее развитие своих технологий.

- То есть эта компания займется разработкой проекта новой модели буровой установки?

- Да.

- Когда начнется производство этих новых буровых установок?

- Наш опытный образец находится сейчас в процессе проектирования. Это именно тот проект, который мы будем внедрять в дальнейшем. Производство новых установок мы начнем в следующем году, вернее мы будет производить установки, на которых уже будут применяться наработки, сделанные сейчас. Новые буровые будут более мобильными и легкими, будут занимать намного меньше места, будут более эффективными, а это, безусловно, очень важный шаг вперед, по сравнению с прошлым.

- Рассматривает ли "Интегра" возможность привлечения западных топ-менеджеров к развитию своего машиностроительного подразделения?

- Мы намерены уделять большое внимание сфере машиностроения. Первый шаг, который мы сделали, это открыли в США научно-исследовательский центр. Мы туда направляем некоторых наших молодых инженеров, конструкторов, чтобы они обучились, в частности, работе с новыми программами 3D моделирования и управления инжиниринговыми проектами. Но чему я рад в "Интегре", так это уровню мастерства инженеров. Я думаю, что необходимость привлечения иностранных управленцев сведена к минимуму.

- Планирует ли "Интегра" участвовать в процессе строительства морских нефтяных платформ? В России они не производятся...

- У нас нет стремления к этому бизнесу. Мы рассчитываем, что можем быть достаточно конкурентоспособными в производстве определенных компонентов для этих установок, например, компактных цементировочных установок, и можем предоставлять эти услуги строителям платформ.

- Сейчас все активнее обсуждается идея активизации процесса импортозамещения на оборудование, в том числе и в нефтегазовой сфере? Появляется идея о необходимости введения протекционистских мер в этом секторе. Насколько это целесообразно?

- Здоровая конкуренция очень важна. Она становится здоровой и справедливой тогда, когда иностранные компании, привнося на российский рынок передовые технологии, способствуя развитию промышленности в регионах, учитывают также и интересы национального производителя, создавая условия и для его развития тоже. Примером может служить Норвегия, которая используя природные ресурсы, передовые иностранные технологии, создала свою национальную промышленность очень высокого уровня развития.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений