Наши полицейские власти делают свое дело

Помощник госсекретаря США по противодействию наркотикам и по делам правоохранительных органов Дэвид Джонсон рассказал "Интерфаксу" о том, как ведется борьба с афганским наркотрафиком

Наши полицейские власти делают свое дело
Наши полицейские власти делают свое дело

Москва. 26 октября. INTERFAX.RU - Дэвид Джонсон с октября 2007 г. занимает должность помощника госсекретаря США по противодействию наркотикам и по делам правоохранительных органов. До этого работал заместителем посла США в Великобритании и послом США в ОБСЕ. С 1995 по 1997 г. был пресс-секретарем Совета национальной безопасности США, а затем заместителем пресс-секретаря Белого дома. О видении США своей роли в борьбе с глобальной наркотической угрозой и об итогах визита в США руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ Виктора Иванова с американским чиновником беседовал собственный корреспондент "Интерфакса" в Вашингтоне Пётр Черёмушкин.

Могли бы мы начать с более общего вопроса о роли Вашего подразделения в системе госдепартамента США, а также о практических обязанностях, которые Вы выполняете, и средствах, которыми вы располагаете?

Наш отдел отвечает за предоставление помощи организациям и странам в таких вопросах, как верховенство закона, противодействие распространению наркотиков, и в создании таких организаций, которые могут помочь осуществить это. Мы проводим подготовку следователей, адвокатов, предоставляем консультации правительствам в отношении того, какие следует вводить законодательные нормы, как развивать суды присяжных (по делам, связанным с наркоторговлей - ИФ), в отличие от обычных судов, когда судья принимает решения, скрытые от общественного надзора.

Насколько я понимаю, вы работаете преимущественно в области противодействия наркотикам?

Это не совсем так. Большая часть наших действий сводится к помощи в установлении системы верховенства закона в различных странах. Мы оказываем помощь в обучении полицейских, персонала исправительных учреждений, обеспечения защиты следователей. Мы также работаем в международных организациях продвижения нашей политики противодействия наркотикам. Мы разрабатываем программы сотрудничества с правительствами различных стран по приостановке передвижения наркотиков из стран поставщиков. Мой недавний разговор с господином Ивановым представлял интерес именно потому, что Россия, как и США, имеет глобальные интересы, поэтому мы говорили как о вещах, происходящих по всему миру, так и о внутренних проблемах.

В связи с недавним визитом председателя комитета по незаконному обороту наркотиков Виктора Иванова в США могу ли я Вас спросить о практических решениях, которые вы приняли в отношении двустороннего сотрудничества в Афганистане и в других сферах?

В ходе визита господина Иванова в США у него было много встреч и только одна со мной. Первая наша встреча произошла еще весной в Вене, и у нас была возможность познакомиться друг с другом. В Вашингтоне мы провели обзор проблем, которые стоят перед нами в области борьбы с наркотиками, обсуждали различные вопросы, но фокусировались мы на Афганистане.

В прессе широко обсуждались противоречия, которые возникли у американской стороны с господином Ивановым в отношении того, нужно или не нужно уничтожать урожай опиумного мака в Афганистане. Как вы знаете, предложение господина Иванова сводится к тому, чтобы полностью уничтожать посевы опиумного мака. У США другой взгляд на эту проблему. Смогли ли вы сблизить позиции? Может быть, Вы также можете объяснить, почему США придерживается решения не уничтожать урожай опийного мака?

Вообще-то у нас не было прямого разговора на эту тему. В отношении политики, которую мы проводим, и того, что нам представляется наиболее эффективным методом борьбы с наркотиками, могу сказать одно – предложение опиума на мировом рынке столь велико, что даже если мы прекратим выращивание мака на год или два, объем проблемы никуда не уйдет. Иными словами, это не приведет к немедленному результату. Более того, мы проводили программы, которые предусматривали уничтожение мака, и пришли к выводу, что если в том или ином регионе обеспечена безопасность, вы можете эффективно использовать различные инструменты воздействия для сокращения производства опийного мака. В провинциях, где безопасность в Афганистане обеспечена, именно так и получалось. Решение об уничтожении посевов мака не дает ответа на проблему производства героина. А самые большие проблемы у нас в зонах, где безопасность не обеспечена. Это Хельманд и Кандагар, где выращивается основная часть опийного мака. Поэтому нам кажется, что политика, которая обеспечивала бы более долгосрочное воздействие, должна сводиться к борьбе с торговлей опийным маком, а не с его выращиванием. Мы считаем, что сделали все, что смогли в этой сфере. Но самое главное предоставить местным крестьянам альтернативу.

А какую альтернативу вы хотели бы предложить местным крестьянам?

Альтернатива в сельскохозяйственном производстве. Ведь этот регион когда-то был важным производителем овощей и фруктов и поставщиком на рынки Юго-Восточной Азии. На сегодняшний день эти рынки потеряны после того, как Талибан уничтожил, сельскохозяйственное производство в Афганистане. И восстановление образа жизни, при котором люди могли бы обеспечивать себе средства к существованию, - очень важный компонент долгосрочной стабильности в регионе.

Это долгосрочная операция, а цели невозможно достигнуть при помощи единоразового решения. Мы ожидаем, что некоторые наши решения по уничтожению посевов мака тоже принесут свои плоды. С правительством России и правительствами других соседних Афганистану государств мы работаем по выявлению и уничтожению героина и опиума, в то время как он поступает на рынок.

Можете ли вы привести практические примеры такого сотрудничества с Россией и другими соседними странами в этой области?

За несколько лет наша совместная работа привела к выявлению 500 кг героина, 250 кг опиума, и мы также помогли перехватить кое-какие объемы на территории Российской Федерации. Мы стараемся выявлять наркопотоки как можно ближе к их источникам. И сотрудничество со странами Средней Азии – важная составная часть этого. У стран этого региона традиционно хорошие отношения с российскими спецслужбами. И это позволяет нам работать в духе сотрудничества не только двустороннего, но и многостороннего. Мы очень довольны, что президент Медведев подписал соглашение, по которому Россия входит в Ташкентскую организацию, позволяющую нам обмениваться информацией с прицелом именно на противодействие распространению наркотиков.

В каком объеме наркотики из Афганистана поступают на американский рынок? Насколько я понимаю, большая часть наркотиков из Афганистана поступает в Россию. Поэтому в наибольшей степени, когда вы боретесь с наркотиками в Афганистане, вы защищаете Россию в гораздо большей степени, чем сами США. Нет ли у Вас подобного ощущения? И какова Ваша оценка количества наркотиков, поступающих в США из Афганистана?

В Афганистане у нас разнообразные интересы. Среди основных - стабильность и безопасность в этой стране. И мы не можем себе представить, как создать стабильную и безопасную страну, экономика которой основана на нелегальном производстве. У нас имеются значительные интересы в области стабильности и безопасности, важным компонентом которых является противодействие наркотикам.

У нас также есть соседи, партнеры, друзья в регионе, на чье здоровье и безопасность воздействует это зло. Это и Российская Федерация. И даже, несмотря на то, что наши отношения с Ираном весьма напряжены, мы стараемся сделать все, от нас зависящее, чтобы сократить приток опиума, идущего к иранскому населению. Потому что мы не имеем ничего против иранского народа. И, конечно, это регион гораздо больше подвергается воздействию опиума и героина, чем США. А опиум и героин, поступающий в США, происходит не из Афганистана, а из Латинской Америки. У нас глобальные интересы.

Чтобы вы ожидали от России с точки зрения борьбы с распространением наркотиков из Афганистана?

Наши ожидания сводятся к тому, чтобы использовать механизм, который мы уже установили, в области сотрудничества правоохранительных органов. Наш опыт показывает, что главное - не перехватывать груз то там, то тут, а уничтожать всю организацию, для чего требуется сотрудничество поверх международных границ. А это требует сотрудничества с Российской Федерацией.

По инициативе наших президентов мы создали группу, работающую под руководством господина Виктора Иванова и господина Гила Керликовске (глава Управления США по борьбе с наркотиками - ИФ), с американской стороны. И на основе этого механизма, равно как и продолжающегося сотрудничества между полицейскими структурами, мы работаем с Российской Федерацией.

Существует ли наркотическая сеть, по которой вы ведете работу с Россией или обмениваетесь информацией с Россией?

Я не офицер полиции. Я возглавляю отдел министерства иностранных дел, который работает в области международного сотрудничества. Но даже если бы я знал об этой операции, с моей стороны было бы неразумно упоминать её название имя или географические координаты. Можете быть уверены – работа идет, и наши полицейские власти делают свое дело.

Что из уроков борьбы США с наркотиками в Латинской Америке было бы с вашей точки зрения применимо в Афганистане?

За последние десятилетия я бы привел пример нескольких таких уроков из нашего опыта в Латинской Америке. Во-первых, нужно понимать, что это проблема, которая никогда не заканчивается. Это не нечто, что можно начать сегодня и закончить завтра. На самом деле, кампания под лозунгом "война с наркотиками", имеет политический характер, но не играет роли в мире, в котором мы живем сейчас. Во-вторых, криминальные структуры, цель которых делать бизнес на обороте наркотиков, используют преступные средства. И наркотики – одна из первых возможностей для них. В результате вы не можете бороться только лишь с наркотической проблемой, как таковой. Основная задача - создать условия, при которых возобладает верховенство закона, когда законы работают, когда у государства есть возможность защищать своих граждан. Это главный урок, который мы вынесли из Латинской Америки, например, из Колумбии или Перу. Или в Мексике, где мы работали с нашими партнерами. Эти программы сосредоточены на подготовке полицейских, следователей, чтобы у них была возможность защищать свое население.

Как вы считаете, насколько восприимчивы местные полицейские силы в Афганистане американскому обучению и подготовке?

Это непростая проблема - создать полицейские силы, которые могут эффективно работать по образцу США или стран Западной Европы. Афганистан – большая страна, пережившая войну и повстанческие действия в течение нескольких десятилетий. Создание полицейских сил стало очень непростой задачей. Но нам удалось добиться большого успеха и подготовить несколько тысяч человек для афганской полиции. Однако создание, оснащение, подготовка полицейских сил потребуют времени. Будут в этом вопросе и шаги вперед и назад. Нужно создать такую же, как у нас, систему внутреннего контроля за полицией, систему антикоррупционных мер. В обстановке, где значительная часть экономики основывается на торговле наркотиками, это еще больше осложняет задачу.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок