Закат панамериканской империи
"ЛОЛ" - это молодежная трагедия-антиутопия о том, что произойдет, если все начнут жить так, как подростки. Или – секундочку… Может, все уже так живут?
Москва. 6 августа. INTERFAX.RU – Если не всматриваться в то, что на экране, можно стать зомби. Двадцать пятый кадр – это не самое страшное, потому что мифология кинематографической картинки, системы визуальных образов, гораздо сильнее. Ну, скажем, смотрите вы фильм, про который знаете, что это молодежная комедия. Какой-нибудь там "Американский пирог". Что схватывает человек? Он целиком или частично принимает систему ценностей, заявленную в фильме, и, сам того не замечая, начинает жить по ней. Так же строит отношения с близкими, то же считает хорошим или плохим. С другой стороны, скажи человеку, что перед ним артхаус – он сразу начнет дистанцироваться, морщить лоб, думать и полемизировать с автором. Как в случае с "Все умрут, а я останусь". Кажется, фабула не так отличается от "Американского пирога", но почему-то никто не хочет жить так, как эти девочки. Есть особая категория душевных инвалидов, которые умиляются германиковским девочкам и с особой ностальгией вспоминают школьные попойки и оргии, но это исключение.
"ЛОЛ" - не молодежная комедия, а диагноз западному обществу, только завернутый в обманчиво конфетную упаковку. И режиссеру, кстати, это тоже диагноз. Основная мысль фильма формулируется приблизительно так. Если в подростковом возрасте вам нравятся марихуана, попойки, безумные дискотеки, ссоры с родителями и мысли исключительно о противоположном поле – все в порядке. Во-первых, все так живут. Во-вторых, ничего не пройдет, а только легитимизируется, и курить марихуану и спать с первыми встречными вы будете уже не таясь. "Такие дела", - сказал бы Курт Воннегут.
Героиня Софии Марсо – как раз замечательный пример. Как-то упустив из виду свой брак, она продолжает спать со своим бывшим мужем, который в перерывах между свиданиями снимает проституток. Она может не только с ним, и даже хотела бы, но все не складывается до некоторого момента. А потом - складывается. Она употребляет легкие наркотики, понятия не имеет, чем живут ее дети, и очень раздражается, когда выясняется, что они становится такими же, как она. Ее дочь по кличке Лол, Лола, главная героиня фильма, вылитая мамаша. Завравшись своему бывшему парню, она спит с его лучшим другом, бросает его из-за нелепости и целуется прилюдно с третьим.
Парни в фильме поголовно тряпки, которые способны либо на банальнейшие проявления нежности, либо на игру на гитаре. Один раз они заговаривают об игре в покер.
Режиссер фильма Лиза Азуэло большее видеть в мужчинах отказывается и демонстративно играет в фильме роль психоаналитика, который знает толк в людях. Подружки Лолы занимаются сексом как в школьном сортире, так и по видео-связи, через Интернет. Родители всех этих детей, хотя и выглядят чуть более прилично, чем Софи Марсо, знать не желают, чем живут их дети, но а автор фильма осуждает их. Знаете, за что? За то, что они не хотят принять правоту своих детей и признать, что все дурные привычки и ошибки юности и есть та настоящая жизнь, с которой нужно не просто смириться: ее нужно полюбить. В качестве deus ex machina, как и во многих подобных фильмах, избран финальный рок-концерт, на котором всех так замечательно "качает", что противоречия снимаются сами собой, все кидаются друг другу в объятия, а весь западный мир таким образом радостно летит в тартарары.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/