"Сейчас провокация просто принимает другие формы"
По сложившейся уже традиции, Франсуа Озон лично приехал в Москву представить свою новую работу, встретился с журналистами, а также провел встречу со зрителями, честно отвечая на их вопросы около двух часов
Москва. 3 июня. INTERFAX.RU - Кэти (Александра Лами) живет вместе с маленькой дочерью Лизой (Мелузин Майанс) на окраине Тулона, совсем рядом с чертой бедности. Однажды на работе она встречает Пако (Серхи Лопез), они начинают жить вместе и через несколько месяцев их семья увеличивается на одного члена – младенца Рики (Артур Пейре), у которого помимо зубов начинают прорезаться еще и маленькие крылья на спине. Случайный публичный полет малыша под потолком супермаркета вызывает активный интерес к Рики и его семье со стороны ученых и журналистов. А перед Кэти встает непростая задача – как не только не потерять своего уникального ребенка, но и сохранить остальную семью.
Французский режиссер Франсуа Озон, всегда отличавшийся способностью работать в разных жанрах, блестяще имитируя приемы киномастеров прошлого и настоящего, на этот раз решил попробовать себя в социальном кино. Его новая картина "Рики" немного напоминает работы англичан Майка Ли и Кена Лоача, или бельгийских братьев Дарденн. Правда, в отличие от них, Озон смело вводит в социальную драму элемент фантастики и тем самым придает фильму совершенно другое звучание.
Режиссер приехал в Москву и представил новую картину самолично. Большой зал Московского Центрального дома предпринимателей был почти полон, что говорит о самом живом интересе, который проявляют русские зрители к творчеству этого французского режиссера.
Как родился замысел, который позже превратился в "Рики"?
Я прочел небольшой рассказ английской писательницы Роуз Тремейн, он мне очень понравился. Там шла речь об очень бедной американской семье, живущей в трейлере и о том, как у них рождается удивительный ребенок. Я захотел экранизировать эту историю, но не был уверен в том, что смогу это сделать. Я говорю о технической стороне. Но я начал адаптировать этот текст и много добавил к нему от себя. В итоге я понял, что меня привлек в этой истории не только фантастический элемент, но и размышления на тему семьи и нашего места в ней.
Вы вкладывали какой-то смысл, связанный с божественным происхождением Рики, в его экстраспособности?
Я сознательно никак не артикулировал никаких смыслов, оставив полную свободу интерпретации зрителями показанных событий. Мне кажется, это важно - позволить каждому увидеть в этой истории что-то свое. Думаю, у меня это получилось.
Как вы сами относитесь к детям?
Я очень люблю маленьких детей и, откровенно говоря, наслаждался съемками "Рики". Дело в том, что французское законодательство таково, что вы можете снимать ребенка только один час в день. Поэтому меня окружали сразу несколько малышей, дублеров младенца, исполнившего роль Рики. Это было прекрасно!
В вашем следующем после "Рики" фильме, который выйдет в следующем году, речь снова пойдет о материнстве. Эта тема, похоже, для вас сейчас основная.
Да, действительно. Мой следующий фильм, "Убежище", рассказывает о парне и девушке, которые вместе принимают наркотики. Он умирает от передозировки, а она остается беременной. И перед ней встает вопрос о том, оставлять ли ей ребенка. В самом деле, я в последнее время все больше думаю об опыте материнства и так как я мужчина, то следовательно, не смогу его пережить. Остается рефлексировать на эту тему в своих фильмах.
И все так же, в ваших фильмах остается тема смерти.
Точнее то, что происходит в жизни людей после того, как умирает кто-то из их близких. Это меня интересует больше, чем сама смерть.
Последние ваши работы не оставляют такого сильного ощущения провокации, как более ранние фильмы. Вы взрослеете?
Думаю, что сейчас провокация просто принимает другие формы и возможно это происходит из-за того, что я становлюсь старше. На самом деле, спровоцировать зрителя никогда не было моей первостепенной целью. Я просто хочу рассказать историю и делаю это так, как хочу и умею. Хотя, конечно, я отдаю себе отчет в том, какое впечатление они могут оставить после себя.
Как складываются ваши отношения с операторами, в частности с Жанной Лапуари, работавшей с вами уже в третий раз?
Главный оператор в основном ставит свет, а кадром занимаюсь я сам. Вообще, мои отношения со съемочной группой, техническим персоналом похожи на то, как я общаюсь с актерами - их нужно направить в правильную сторону, объяснить, чего я хочу. И тогда уже все идет само собой.
А вообще съемочный процесс дается вам тяжело?
Нет, совершенно наоборот: я наслаждаюсь этим процессом! Я, конечно, знаю, что многие режиссеры ненавидят съемки, процесс создания фильмов они сравнивают с родами. Я не отношусь к их числу. Для меня это радость и получение удовольствия прежде всего. Но я, конечно, не отменяю чудовищной сложности работы режиссера.
/Интерфакс/