Остров невезения
К выходу на экраны готовится "Обитаемый остров: Схватка" Федора Бондарчука. Не заставившая себя долго ждать вторая часть дилогии, снятой по тексту братьев Стругацких, пестрит спецэффектами, но снова почти хоронит литературную основу
Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU – "Схватка" начинается ровно на том месте, где заканчивается первая часть дилогии. Землянин Максим Камеррер (Василий Степанов) в компании с гвардейцем Гаем Гаалом (Петр Федоров) попадают во владения мутантов, которых они хотят поднять на восстание против диктатуры Отцов. В это же время начинается полноценная война между Страной Отцов и Островной Империей, которая несколько смешивает планы новоиспеченных революционеров, но в то же время создает необходимые условия для свержения действующего политического строя Отцов, построенного на регулярном зомбировании и промывке мозгов населения. Финальная схватка Максима и могущественного Странника (Алексей Серебряков) расставит все на свои места, одновременно, как и в книге Стругацких, поставив главный вопрос: что лучше - промывка мозгов и спокойное незнание или демократическая шизофрения и идеалистский хаос?
Что интересно, Федор Бондарчук, при всей видимой ясности финала, похоже и сам не уверен в правильном ответе. Или, скорее, не хочет выбирать между предложенными вариантами. Но и искать собственный путь и отклоняться от текста оригинала режиссер так же не очень-то и стремится. Показав в своей работе несколько возможных механизмов управления государством, Бондарчук естественно остается на стороне главного героя. Он против зомбирования, но альтернативы не предлагает и просто выруливает в сторону единственно возможного конца, который даже придуман был не им. Режиссера можно понять - не каждый захочет брать на себя такую ответственность в предложенных обстоятельствах и в этом его ситуация до обидного похожа на положение братьев Стругацких в начале 70-х прошлого века. И как раз это и делает "Обитаемый остров" интересным социальным явлением в современном российском искусстве.
Но, к сожалению, не делает явлением в современном российском кино. То, что нормально существует на страницах романа, совершенно необязательно будет так же просто и естественно жить на экране. Самый очевидный пример - невозможность раскрыть характеры всех персонажей из-за нехватки времени, с которой сталкивается Бондарчук. Стремление следовать букве оригинала влечет за собой поверхностное отображение достаточно важных героев этой истории. А операторские "находки" Максима Осадчего, не несущие в себе никакой смысловой нагрузки, еще больше отвлекают режиссера от действительно важных вещей. Странно, но во время просмотра нередко ловишь себя на мысли, что из пресловутых 36 миллионов бюджета большую часть создатели вложили в звук, а все, что осталось, потратили на изображение. Это правда - супертехнологичный саунд часто просто не соотносится с неловко прорисованными 3D-объектами и двухмерными задниками. Чего не скажешь, конечно, о декорациях и постановках драк. И те, и другие превосходят все ожидания! Возможно, если бы можно было обойтись вообще без компьютерной анимации, все смотрелось бы гораздо лучше.
Вторая часть "Обитаемого острова", как и в случае с большинством представителей подобной маркетинговой политики ("Убить Билла", "Параграф 78"), оставляет после просмотра лишь смесь разочарования и обманутых надежд. Здесь можно вспомнить о старой голливудской заповеди о том, что если ты не можешь рассказать свою историю за полтора часа, то вряд ли получится это сделать за три. Конечно, везде есть исключения, но здесь мы имеем дело именно с таким случаем. И если бы у Федора Бондарчука появилась возможность растянуть свою работу на четыре части, каждую по два часа, можно быть уверенным, он сделал бы это. И почти с той же долей вероятности все равно не смог бы справиться с текстом братьев Стругацких. Ведь дословно следовать оригиналу - далеко не все, что нужно успешной экранизации. Скорее, наоборот.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/