Греческий поп-корн
На российские экраны вышла монументальная историческая "киножвачка" о великом художнике Эль Греко. Зрители наслаждаются и удивляются, но не надо ждать откровений. Здесь все больше про любовь
Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU – На российские экраны с огромным запозданием по сравнению с мировым прокатом вышел фильм режиссера Яниса Смарагдиса "Эль Греко", монументальная историческая лента о жизни и творчестве великого художника, выходца с Крита, большую часть жизни работавшего в Испании.
Прежде чем смотреть фильм, лучше всего вспомнить пару фактов об Эль Греко. Да, действительно, выходец с Крита, да, переехал в Италию, затем в Испанию, где прославился, не создал своей школы. Не оставил после себя почти никаких личных документов или писем, его имя упоминается исключительно в финансовых документах, могилы Эль Греко (Доменикоса Теотокопулоса) нет – монастырь, где был погребен мастер, в последние годы жизни прозябавший почти что в нищете, был разрушен.
Вместе с тем Эль Греко – это около трех сотен удивительных завораживающих полотен, не похожих на картины современников по манере письма, это невероятные лики святых, портреты испанской знати, виды Толедо, где художник провел большую часть жизни в Испании. Нет ни начала, ни конца истории об Эль Греко, искусствоведам остается только говорить об итальянских влияниях в манере письма художника (есть документы, которые указывают на то, что он, в частности, мог провести некоторое время в мастерской Тициана), о маньеристских элементах в его картинах и так далее.
Грекам остается только гордиться Эль Греко. Потому что со времен заката классической греческой культуры он остается их единственным великим художником, которого, правда, так неловко приходится делить с испанцами. Ну да ладно, главное, что он был. И о нем теперь можно снимать фильмы, чем, собственно, и занялся Смарагдис.
Взяв за основу одну из вольных биографий Доменикоса Теотокопулоса, он породил масштабную картину под музыку Вангелис, почти два часа жизни. Здесь и патриотизм (вся семья Эль Греко предстает борцами за свободу Крита от Венеции), и муки творчества (как правило, они выражаются в том, что художник кидает полотна и бьет емкости с красками), и сложные взаимоотношения с Великим инквизитором (оказывается, с ним Эль Греко знаком с юности), и любовная линия, которая оказывается доминирующей. Несмотря на то, что Смарагдис обнаруживает в жизни Эль Греко всего двух женщин (сколько их было на самом деле, не знает никто), эти женщины становятся путеводными звездами великого мастера. Одна убеждает его переехать в Венецию, где Эль Греко приобщается к творчеству того же Тициана (более того, итальянский мастер благословляет грека), а вторая становится его ангелом-хранителем в Испании (наличие этой женщины в жизни Эль Греко подтверждено документально, аристократка Херонима была гражданской женой критянина и родила ему сына).
Философия тоже не забыта. По ходу фильма, целуя любимых и разбираясь в сложных отношениях с кардиналом Ниньо де Гевара, сам мастер объясняет, как ему удалось создавать такие яркие образы. В кинематографической версии все просто – он отделяет свет от тьмы. И видит в людях либо свет, либо тьму. Как в случае с все тем же де Геварой, портрет которого известен даже тем, кто не знаком с творчеством Эль Греко в полном объеме. И именно умение увидеть в людях то, что они из себя представляют, становится причиной конфликта Эль Греко и инквизиции с де Геварой во главе. Ну никак не хочет Великий инквизитор признать, что он именно такой, каким изобразил его Эль Греко. И вызывает того давать показания. Инквизиторы пытаются прижать Эль Греко к стене, но вместе с ним – сам Бог, появляющийся сиянием за его спиной, ослепляющий и заставляющий бежать де Гевару. И вот гордый грек, которому брат привозит ракию и который танцует на столе для испанских аристократов, выходит из здания инквизиции на солнечный свет, к нему бежит жена, прямо там, в чреве пыток и преследований за веру, все начинают праздновать счастливое избавление, люди обнимаются, поздравляют художника, восхищаются. Просто праздник какой-то. Однако кем был Эль Греко, как ему удавалось так писать – ответить или попытаться ответить на эти вопросы создателям фильма не удается. И они успешно маскируют это за костюмами, поцелуями, прекрасными женщинами, драматическими мелкими деталями, предвидениями и танцами, генерируя очередной исторический поп-корн, которого в последнее время стало так много, что жевать – не пережевать. Причем поп-корн патриотический – не только у нас в России умеют снимать такие фильмы, Греции тоже есть чем гордиться. Остается только признать, что продукт у Смарагдиса получился качественный и почти не раздражающий. Если не вдаваться в детали.
/Интерфакс/