Об умении ценить
К сожалению, московский Музей кино на Красной Пресне ушел в историю. А вот власти Турина со своим храмом киноискусства поступили по-другому, сделав его настоящим символом города
Москва. 27 февраля. INTERFAX.RU - Москвичи уже, наверное, перестали верить в возвращение прежнего Музея кино, так бесцеремонно лишившегося своего помещения в Киноцентре на Красной Пресне несколько лет назад. Странно, что власти столицы страны, подарившей миру массу киноимен, совсем не заинтересованы в том, чтобы сохранить их в памяти нового поколения. По другому относятся к этому вопросу власти Турина, столицы итальянской области Пьемонт, сделавшие местный Музей кино не только достопримечательностью, включенной во все туристические маршруты, но и самым настоящим символом города.
Отчасти этому способствовало и место, в котором расположился Музей - здание, построенное в 1889 году по проекту архитектора Алессандро Антонелли, имеет высоту 167 метров и считается одним из самых высоких в Европе купольных сооружений из камня. Изначально "Моле Антонеллиана" была заказана архитектору Еврейской общиной Турина с целью разместить там синагогу, школу и другие образовательные учреждения. Строительство и усовершенствование этого дерзкого проекта велось вплоть до прихода к власти итальянских фашистов, после чего ни о какой синаноге, понятно, речи быть уже не могло. В течение всего двадцатого века башне угрожали разрушения от несовершенной конструкции, сильного ветра или небольших землетрясений, но постепенно к проекту Антонелли добавили металлические конструкции, соединив таким образом идеалистские устремления в небо архитекторов прошлого с высокими технологиями настоящего.
В конце ХХ века власти Турина, считающегося родиной кино в Италии, решили разместить в Моле Антонеллиана Национальный Музей Кинематографии и привлекли для этой цели известного швейцарского выставочного дизайнера Франсуа Конфино и архитектора Джанфранко Грителлу. Которые и трансформировали бывшую синагогу в храм не менее популярной религии, имеющей последователей в лице большинства населения нашей планеты. Основой экспозиции они сделали уникальную коллекцию Фонда Марии Адриана Прола, состоящую из огромного количества первых кинокамер, проекторов, волшебных фонарей, камер обскура и прочих приборов и приспособлений, без которых кино не было бы таким, каким мы знаем его сейчас.
Переходя из комнаты в комнату, посетители не только наблюдают за развитием киносъемочной и проекционной техники - время от времени они и сами могут поуправлять разными приборчиками и, что интересно, эффект чуда, который испытывали наши предки, и сейчас никуда не делся: из разных комнат часто раздаются восторженные возгласы. Инсталляции, сделанные Конфино приводят в восторг не меньше, чем камеры и проекторы. Комнаты из фильмов Бунюэля, Альмодовара, Леоне, Аллена, лаборатория сумасшедшего профессора, персонажи из старых американских мультфильмов, космические корабли, гробницы фараонов - на все это можно не только смотреть, но и потрогать, посидеть или даже оказаться персонажем фильма, как это происходит, например, в пространстве, посвященном фильму "Матрица", где зритель видит себя на экране среди сцены погони или перестрелки.
Вокруг огромного подкупольного зала по спирали идет лестница, вдоль которой развешаны кадры из известных фильмов, портреты кинозвезд и киноафиши. Спустившись в самый низ, посетители ложатся в кресла, откуда они могут посмотреть фильмы о режиссерах и актерах или видеоарт, проецируемый на сам купол. Дополнением к захватывающей экскурсии становится подъем на лифте на самый верх купола Моле Антонеллиана, откуда открывается не менее захватывающий вид на Турин и виднеющиеся вдали вершины Альп.
Но главной функцией Музея кино остается все же образовательная - здесь часто проводятся специальные семинары, тематические кинопоказы и кинолектории, а во время Туринского МКФ бывшая синагога превращается в место встречи всех действующих лиц мирового кинопроцесса. Москве есть чему поучиться у своих итальянских коллег и, прежде, чем делить Союз кинематографистов и думать о будущем, было бы правильнее наладить отношения с прошлым. И создание нового Музея кино - это то, чем им следовало бы заняться в первую очередь.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/