Прерванный полёт: история русского "Гамлета"
Легендарная Марина Влади представила публике очень личный спектакль "Владимир, или прерванный полёт". Женщина-загадка говорит в постановке о самом важном в ее жизни, о любви к поэту Высоцкому. В своих чувствах она не одинока, зритель внимает благодарно
Москва. 10 февраля. INTERFAX.RU – В рамках программы "Имена" Государственный Театр Наций представил российской публике спектакль французской актрисы Марины Влади "Владимир, или прерванный полёт" по её одноимённой книге. Его премьера прошла ещё в 2006 году на сцене парижского Бюф дю Нор и получила высокую оценку французской прессы.
Казалось, логично привезти в Москву воспоминания о русском поэте, актёре, исполнителе, чьё имя известно здесь каждому. Тем не менее, Влади не хотела играть спектакль в России. На пресс-конференции она объяснила это тем, что очень устаёт морально, полностью отдавая себя игре. Как ни крути, тяжело вспоминать историю своих отношений и передавать эти воспоминания зрителям, ведь на сцене она в первую очередь "женщина, влюблённая в Высоцкого". И на протяжении всего спектакля Марина, словно признаётся ему в любви, обращаясь в полумраке зала к нему, относя свои фразы в пустоту, зная, что он её не услышит.
На сцене из декораций два табурета, на одном сидит ОНА, а второй предназначен для НЕГО. За спиной занавес, на котором в нужные ей моменты появляются его глаза. Всего 45 эпизодов-осколков одной истории любви, в которых уложились двенадцать лет совместной жизни: от первой встречи, когда Володя сказал, что она непременно станет его женой, до последнего вздоха Высоцкого, когда, подходя к телефону, она будет знать, что услышит уже не его голос.
"Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Ни за славу, ни за плату,
На свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, по канату,
натянутому, как нерв" ("Канатоходец").
В спектакле эта песня Высоцкого становится лейтмотивом, она помогает вести хронологию его жизни и саморазрушения. Влади, читая стихи и исполняя песни мужа, словно встаёт на одну сторону со зрителем, восхищаясь его талантом и сожалея о его и своём бессилии перед судьбой, которая отмерила ему пройти "четыре четверти пути". И этот роковой отсчёт начинается с того момента, как они познакомились после спектакля в театре на Таганке, где Высоцкий играл "Гамлета". "Нам по 30 лет. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь", - вспоминает Марина. Эта любовь, принесла им и счастье, и боль, дала крылья, продлила жизнь Высоцкому. Но время было неумолимо, а жизнь была к "канатоходцу" жестока, ему нужно было признание, и кажется, сама Влади не понимает, зачем, ведь его и так любили все.
"Но теперь ему меньше осталось пройти –
уже три четверти пути".
И Марина рассказывает без лишних подробностей, как боролась с его вторым "я", которое устав биться о "ватную стену" непонимания и цензуры обращалось к водке, превращавшей их жизнь в ад. Она вспоминает: "Он пил даже больше, чем это было принято в Москве".
"Но спокойно,- ему остается пройти
всего две четверти пути!".
Влади увозит Высоцкого в Париж, там он выступает в театре Бюф дю Нор и чувствует себя свободным и счастливым. Вскоре он возвращается, бросая всем, теперь со сцены устами Марины: "И не надейтесь я не уеду!" ("Нет меня - я покинул Расею!").
"Но замрите,- ему остается пройти
не больше четверти пути!"
Падает занавес, исчезает фотография, звучат отрывки из разных песен Высоцкого – автора не стало. На сцене: Марина Влади – жена, женщина, влюблённая в поэта, их история любви. В зале: тишина, которую не смеют прервать аплодисменты. В небе: планета под номером 2374 между орбитами Марса и Юпитера под названием ВЛАДВЫСОЦКИЙ.
И пусть не утихают споры о личности Высоцкого, Влади и их окружении, этот спектакль продлевает жизнь поэта в наших сердцах и умах.
Обозреватель Виктория Красуля
/Интерфакс/