Канны 2018: воришки, расизм и политика
Призы и награды кинофестиваля
Москва. 21 мая. INTERFAX.RU - В Каннах завершился 71-й Каннский международный кинофестиваль. Золотую пальмовую ветвь получил японец Хирокадзу Корээда за картину "Магазинные воришки" - пусть и не явный, но лидер рейтинга возможных победителей нынешнего конкурса.
Фильм "Магазинные воришки" рассказывает о семье бедного японского рабочего, которая существует практически только на пенсию бабушки, из-за чего некоторые из родственников подворовывают в магазинах. Однажды глава семейства подбирает на улице маленькую девочку. Семья продолжает свое дружное существование, но затем они видят объявление о пропавшей девочке, что влечет за собой проблемы для семьи.
По признанию Корээда, картина во многом была вдохновлена его личным опытом - в детстве режиссер жил в небольшом доме, в маленькой комнате, хотя ничего не крал в магазинах.
Вообще, Корээда удалось не "зазвездиться", сохранить чувство реальности и остаться совершенно приземленным человеком по сегодняшний день. Например, после получения Золотой пальмовой ветви и пресс-конференции, когда все лауреаты уже праздновали и принимали поздравления на вечеринке в их честь, японский режиссер направился в пресс-центр, где безо всяких экивоков в неформальном режиме полчаса отвечал на многочисленные вопросы прессы.
Режиссеру удалось сделать этакий азиатский вариант "Проекта Флорида". Это фильм, в котором можно найти и элементы социальной драмы, и проблему "маленького человека", и противостояние системе, и "женский вопрос".
Казалось бы, тот круг тем, который Корээда затрагивает в своей картине, автоматически делал его одним из самых вероятных лауреатов конкурса. Все было бы так, если бы не невероятно сильный десант азиатских фильмов основного конкурса на фестивале.
Многие не без оснований предрекали победу "Пылающему", картине бывшего министра культуры и туризма Южной Кореи Ли Чхан-дона. Фильм с тонкой неторопливостью повествует о молодом человеке, который знакомится и начинает встречаться с соседской девушкой. Спустя некоторое время она собирается поехать в Африку, а возвращается вместе с состоятельным мужчиной. Позднее мужчина рассказывает главному герою о своем необычном хобби, что переворачивает его мир.
Восточная эстетика здесь переплетается с космополитичным потребительством, что создает неповторимый симбиоз единения несочетаемых вещей. А сам режиссер признался, что его фильм - о границе между реальностью и нереальностью.
Картина установила настоящий рекорд - она получила максимальный балл рейтинга кинокритиков журнала Screen за всю его историю.
В копилку аргументов "за" работу Чхан-дона говорил его бэкграунд - предыдущие фильмы режиссера "Тайное сияние" и "Поэзия" уже получали призы Каннского кинофестиваля. Тем более, что тактика руководства смотра чествовать своих лауреатов имеет место быть.
Сюда же можно добавить "теорию заговора" - в фестивальных кулуарах ходит легенда о том, что наиболее сильные фильмы показывают под финал киносмотра. А картину южнокорейского мастера показали одной из последних.
Однако фильм получил только приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).
Еще одна азиатская работа основного конкурса - китайская картина "Пепел - самый чистый белый" Цзя Джанке, другого двукратного лауреата Канн (за фильмы "Золотой наставник" и "Прикосновение греха").
В его новом проекте рассказывается о девушке гангстера в Китае, которая, выручая его, вынуждена отсидеть в тюрьме, а по возвращении пытается найти своего возлюбленного. Аутентичный и проникновенный рассказ о привязанности, предательстве и верности создается здесь в первую очередь благодаря главной героине в исполнении Чжао Тао, которая наряду с Самал Еслямовой из картины Сергея Дворцевого "Айка" достойна звания лучшей актрисы основного конкурса.
Актриса российского фильма невероятно правдоподобно показала страдания и переживания девушки – мигрантки из Киргизии, которая родила ребенка в Москве и была вынуждена оставить его в роддоме, но впоследствии жалеет о своем выборе.
В картинах конкурса было несколько ярких женских персонажей - одна из тенденций этого года. И жюри под предводительством австралийской феминистки Кейт Бланшетт, ее товарок Леа Сейду, Кристен Стюарт и других не смогло пройти мимо одной из них. Права женщин на фестивале не отстаивал только ленивый - здесь дамы всей толпой выходили на красную ковровую дорожку, раздавали телефон службы поддержки пострадавших от харассмента, а в российском павильоне Роскино устроили целую дискуссию, где обсудили место и права женщин в киноиндустрии.
Приз жюри получила ливанская драма "Капернаум" женщины-режиссера Надин Лабаки про мальчика по имени Зейн, который живет в многодетной семье за чертой бедности. В картине показывается как герой решает подать в суд на своих родителей за то, что они произвели его на свет.
Права униженных и оскорбленных чествовали в картине "Черный клановец" с Адамом Драйвером и Джоном Дэвидом Вашингтоном режиссера Спайка Ли, который получил за нее Гран-при фестиваля. Лента с необычайным остроумием и юмором рассказывает о темнокожем полицейском, который вступает в ряды Ку-клукс-клана в начале 1970-х годов. При этом режиссер четко доносит мысль, что проблема расизма, вражды и неприятия актуальна и сейчас, причем в каждой стране. Правда, под финал Ли зачем-то помещает документальные съемки недавних беспорядков в Шарлоттсвилле, чересчур усердствуя с критикой Дональда Трампа и нынешней администрации США.
Не обошлось в Каннах без политической линии - в конкурсе было две ленты режиссеров, находящихся под домашним арестом: "Лето" Кирилла Серебренникова и "Три лица" иранца Джафара Панахи. Российскую картину оставили без призов, хотя пресса приняла ее более чем тепло (жюри из журналистов даже премировало картину за лучший саундтрек), а вот награду за лучший сценарий дали работе иранца, осужденного на шесть лет за антиправительственную деятельность и получившего запрет на съемку фильмов.
На фестивале случился настоящий итальянский ренессанс: за сценарную работу также отметили итальянскую ленту "Счастливый Лаццаро" Аличе Рорвахер - трогательную историю полную библейских отсылок о простосердечном юноше Лаццаро, который работает на аристократичную семью Танкреди, заводит дружбу с отпрыском Танкреди, а затем судьба проверяет их дружбу на прочность.
А лучшим актером стал итальянец Марчелло Фонте за роль в картине "Догмэн" Маттео Гарроне, в которой он сыграл миролюбивого собачьего парикмахера в небольшом городке, вынужденного противостоять бывшему боксеру, терроризирующему местных жителей.
Впрочем, несмотря на новые тенденции и правила Каннский кинофестиваль не забывает про классику - жюри назвало лучшим режиссером поляка Павла Павликовского. Лауреат Оскара снял новый достойный "золотого рыцаря" фильм - черно-белую картину "Холодная война" об истории любви певицы и дирижера во времена "холодной войны". Действие происходит в Польше, Франции, Югославии и других странах.
А спецприз жюри был присужден работе 87-летнего французского режиссера Жан-Люк Годара "Образ и речь". Новую картину мэтра поняли не все - она представляет собой нарезку из кадров предыдущих картин режиссера, а также сцен из лент мирового кинематографа. Это рефлексия на тему войны, смерти, революции. Закадровый текст читает сам Годар.
После прошлых возмущений о том, что проекты Netflix не должны допускаться на Каннский кинофестиваль, на нынешнем конкурсе не было ни одной картины сервиса. Поговаривали, что и представители компании объявили фестивалю бойкот. Однако это не помешало им приобрести ряд картин, представленных на киносмотре.
Это означает что противостояние стриминговых сервисов и "классического" кинематографа продолжается. Что теперь придумает затейник-директор Каннского кинофестиваля Тьери Фермо - остается только догадываться.
Анна Нехаева