Легенда в петле
На экраны выходит фильм о музыканте, которого давно нет в живых, но у которого до сих появляются новые и новые поклонники
Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Двадцать седьмого марта на российские экраны выходит художественный фильм "Контроль" - о солисте знаковой в конце 70-х гг. британской группе Joy Division, Йене Кертисе. Самого музыканта уже давно нет в живых: в 1980 г., за день до того, как Joy Division должны были отправиться в свой первый американский тур, Кертис покончил жизнь самоубийством. Повесился. На тот момент ему было 23, а группа только-только достигла пика популярности, входя в число самых популярных манчестерских команд.
Примечательно, что в роли режиссера выступил известный фотограф Антон Корбайн, который начинал карьеру в 70-е гг. со съемок молодых британских музыкантов, включая Joy Division. С Кертисом его связывали не просто профессиональные, но и дружеские отношения, так что "Контроль" - это еще и фильм, замешанный на чем-то личном. Популярность Joy Division не разрослась до массовых масштабов и первых строчек хит-парадов, группа заняла другую нишу: о ней до сих пор говорят "культовая".
После жизнелюбивых и романтически настроенных 60-х, в 70-е гг. в музыку пришли новые герои, чьи положенные на довольно бодрый танцевальный ритм стихи не сулили при том ничего оптимистичного: их мир был окрашен в черные краски депрессии и безысходности. Эти молодые люди демонстрировали субтильный нездоровый вид и не только не скрывали, но культивировали свои "маленькие слабости": склонность к суициду, алкоголю и транквилизаторам. На публику это сочетание действовало завораживающе.
Йен Кертис являл собой квинтэссенцию героя "потерянного поколения" образца 70-х: являясь носителем всех его примет, включая пристрастие к антидепрессантам и алкоголю, он к тому же страдал от эпилепсии, так что его деконструктивное отношение к реальности и болезненный вид были оправданы серьезной объективной причиной. Говорят, именно мучительные приступы эпилепсии, которые стали случаться даже во время выступлений, а также проблемы в личной жизни подтолкнули Кертиса к суициду. После добровольного ухода из жизни, он превратился в знаковую фигуру, а у Joy Division появилась масса идеологических последователей, включая тех же The Cure.
Впрочем, фильм делает упор не на культовости, а, как раз на закулисной стороне жизни героя. Он работает на бирже труда, пишет стихи, ходит по пабам, изменяет жене, выясняет по этому поводу с ней отношений и страдает от все той же эпилепсии. В общем, Корбайн показал довольно частную историю, где творческий процесс сведен до минимума, зато на первый план вылезает личная драма: возможно причина этому в том, что за основу сценария была взята книга вдовы Кертиса, вышедшая в 90-е годы.
Разумеется, в "Контроле" имеют место некоторые эпизоды публичной жизни, хорошо знакомые поклонникам группы по музыкальным энциклопедиям: например такие, как подписание контракта кровью (есть мнение, что это байка, но тем не менее, отказываться от нее никто не собирается). Но подобных колоритных моментов могло быть значительно больше - судя по информации тех же музыкальных источников. Корбайн предпочел другой формат и другой стиль: если "Контроль" можно было бы растаскать на кадры, получился бы магнетически красивый черно-белый (фильм сделан в ч/б формате) фотоальбом. И ощущения от фильма выходят примерно такие же: как от неторопливого просмотра старого фотоальбома, рассказывающего какую-то свою историю.
К слову, этот стиль является чем-то новым и для самого Корбайна: до сих пор его режиссерский опыт ограничивался съемками клипов. Правда, это были клипы для таких знаковых групп, как Depeche Mode и U2.
Остается только напомнить, что "Контроль" – это уже вторая попытка полномасштабной экранизации истории музыкального Манчестера 70-х годов. В 2002 г. на экранах появилась лента "Круглосуточные тусовщики" режиссера Майкла Винтерботтома, где через призму биографического повестования о легенде музыкальной Британии, журналисте Тони Уилсоне (в его роли снялся Стив Куган), в том числе освещалась и история Joy Division. В ленте искусно сочетались фрагменты документальных записей и художественные эпизоды, создавалась на редкость убедительная реальность того времени и характеров. Фильм Винтерботтома в свое время стал настоящей одой британской музыке 70-80-х гг., удастся ли повторить его успех новой картине, покажет только время.
/Интерфакс, Карина Мелкумян/