Линч: великий и ужасный
Фильм о ранних работах создателя "Твин Пикса" скорее напускает тумана, чем проливает свет на его замыслы
Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU - Документальный фильм "Дэвид Линч: Жизнь в искусстве" выходит в России в один год с продолжением "Твин Пикса" - спустя 25 лет после первых двух сезонов сериала. Однако создателями (Джон Нгуйен, Рик Барнс, Оливия Неергаард-Холм) "Жизнь в искусстве" была приурочена к 70-летию режиссера - картину об одном из самых таинственных кинематографистов показали на Венецианском фестивале прошлой осенью.
Для рассказа об одном из живых классиков, столпов современной культуры (далее следует долгое перечисление его заслуг и регалий) в фильме все довольно просто. Большую часть времени Линч сидит в своей отнюдь не шикарной мастерской, много курит и, конечно, рассказывает. Он говорит о детстве и взрослении, друзьях и родителях, и, наконец, сильных впечатлениях, которые на него повлияли - например о том, как еще маленьким он увидел шедшую по улице голую женщину. Постепенно из отдельных историй выстраиваются отношения режиссера с окружающими и миром, но все же главное в фильме - это именно путь (или жизнь) Линча в искусстве.
Спокойное повествование перемежается пугающими, тревожными образами: отрезанные головы кукол, исполненные страдания черные антропоморфные фигуры, мухи, растекающаяся краска - все это было в ранних анимационных и графических работах режиссера (вероятно, не все знают, что Линч не сразу пришел в кино). Но в этом пугающем мире всегда остается потрясающе здравый и трезво смотрящий на все рассказчик, хотя бы в виде голоса за кадром - такой же рассудительный, как агент Купер, который остается каким-то проводником в этом море хтони, точкой опоры в болоте пугающих порождений человеческого сознания. "Жизнь в искусстве" - это в какой-то степени искривленное отражение фильмов Линча, даже некая месть ему кинематографа: тот, кто раньше (почти) всегда оставался за кадром, теперь помещенным в самый его центр.
И касательно ответов, за которыми, вероятно, многие пойдут в кино: дает ли эта картина о Линче ключ к пониманию его фильмов. Из рассказа о его ранних работах становится ясно, как у него возникли некоторые пугающие, отвратительные и столь выразительные образы. Но "Жизнь в искусстве" (и в этом чудится какая-то по-настоящему линчевская недосказанность, если не издевка) заканчивается на съемках "Головы-ластика" - первого крупного кинематографического опыта Линча, и ничего о его поздних картинах не говорит. Дальше разбирайтесь сами.
Катя Загвоздкина