Инопланетный гость летит издалека, инопланетный гость, не знаю я пока...

Неугасающий интерес к фильму "День, когда Земля остановилась" можно попытаться объяснить участием в картине Киану Ривза. Другие причины стоит искать на экране кинотеатра, но эти поиски, скорее всего, не увенчаются успехом

Инопланетный гость летит издалека, инопланетный гость, не знаю я пока...

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Не зря Киану Ривз приезжал в Россию. То ли зритель здесь благодарный, то ли падкий на рекламу, то ли доверчивый, но за минувший уикенд в России фильм собрал $5,6 млн. В США ситуация тоже очень оптимистическая. Картина возглавила рейтинг самых кассовых киноновинок. И за первые выходные кассовые сборы составили $31 млн. Это почти половина суммы, которую продюсеры вложили в съемки. Если так пойдет и дальше, то фильм окажется гораздо успешнее, чем он того заслуживает.

Впрочем, "День, когда Земля остановилась" по всем законам жанра претендовал на успешное кино с самого начала. Как у любого блокбастера, в "Дне" есть компьютерные спецэффекты, непобедимые враги (в нашем случае именно пришельцы, что важно), добрая женщина, которая готова колесить по лесам и болотам, чтобы выручить главного героя, и мораль: люди, берегите свою планету. Это формальная сторона вопроса и все перечисленное в картине имеется с избытком. Но при более пристальном рассмотрении все эти обязательные составляющие ничем не подкрепляются. Тем более это заметно, потому что есть с чем сравнить. Вообще, мода на ремейки старых хороших фильмов – это, как показывает практика, вещь крайне опасная. Через полвека переснять вечный сюжет, который уже доказал свой успех, да еще и переодеть героев в современную одежду, подверстать происходящее под сегодняшний день, что, казалось бы может быть проще? Вариант беспроигрышный. Наверное, именно поэтому за него так часто берутся. Но подумайте, что будет, если переснять, скажем, "Бриллиантовую руку"?

Режиссер Скотт Дерриксон должен был бы ответить на вопрос, зачем ему понадобилось переснимать "День, когда Земля остановилась". Судя по его высказываниям, главной задачей было сделать фильм максимально реалистичным. Для этого он скрупулезно выверял каждый кадр, применял разные техники съемки, решил снимать фильм на кинопленку для достижения особого эффекта "мягкого изображения". Кроме того, по словам его коллег, для Дерриксона принципиальным фактором является выбор цвета. Каждый новый оттенок несет в себе особый смысл, и случайных цветов в картине нет. Все это достойно уважения, но зрителя, как известно, мало волнует то, как технологически снят фильм. Картинка должна быть хорошей, фильм обязан быть зрелищным, а детали – это проблема создателей. Другое дело то, что именно зритель видит на экране. Вот с этим в фильме Дерриксона явные недоработки. Впрочем, стоит начать сначала.

Пришелец Клаату (Киану Ривз) как представитель группы цивилизаций прилетает на землю с целью предупредить о скором уничтожении человечество. Он это делает не из злобных побуждений. Люди портят экологию планеты и, если так пойдет и дальше, то Земля станет непригодной для жизни. Из логики других миров следует, что меньшим злом будет уничтожить только один вид, то есть людей. Перед тем, как запустить механизм уничтожения, Клаату хочет предупредить представителей всех стран о беде, в которую они попали. Неудивительно, что американцы, с которыми беседует пришелец, отказываются иметь с кем-то дело. Судьба планеты оказывается в руках министра обороны США, коим в фильме является милая женщина в теле. Вместо конструктивного разговора, она решает накачать пришельца наркотиками и отдает приказ просверлить алмазным сверлом его охранного робота. Она же отказывается сообщать о пришельце кому-либо в мире. И это при том, что к ним изначально пришли с добрыми намерениями. Становится даже как-то неудобно за Штаты.

Как можно заранее догадаться, человечество будет спасено. Не родился еще тот режиссер, который решится взять и стереть людей с лица Земли в разгар собственного фильма? Главной спасительницей цивилизации тоже оказывается женщина. И к ней в довесок еще ее пасынок, который всячески старается сдать Клаату властям. Злого мальчишку ничем не переубедишь, и в самый ответственный момент он говорит про пришельцев: "Их надо убить в любом случае!".

В конце фильма окончательно убеждаешься, что человечество и впрямь достойно уничтожения. И когда металлическая саранча в огромных количествах начинает стирать с земли пригороды Нью-Йорка, даже как-то не обидно. В итоге Клаату, за день как-то убедившись, что в людях есть что-то такое, зачем им стоит дать шанс, выключает своих мошек-уничтожителей и благополучно улетает.

Сюжет фильма на первый взгляд повторяет одноименную картину 1951 года. Но фильм 1951 года был снят отнюдь не для того, чтобы сделать кому-то красиво, соблюсти эффект реалистичности или использовать идеальную цветовую гамму. В том фильме есть смысл, а это, согласитесь немало важно. В 1951 году велась холодная война. Международную ситуацию благополучной назвать было нельзя даже с большой натяжкой. Пришелец появился для того, чтобы предупредить человечество о надвигающейся опасности. И в отличие от Клаату 2008 года выпуска, Клаату середины 20 века, в сущности, пешка и от него ничего не зависит.. Он не принимает решения об уничтожении планеты. Их цивилизация, намного более развитая, создала роботов, призванных уничтожать источники агрессии. И таким источником могла стать земля с растущим ядерным потенциалом и с перспективой полетов в космос. Надо отдать должное создателям фильма 1951 года. Они показали человечество в очень положительном свете. Начать надо с того, что Штаты честно предложили руководителям всех стран собраться и обсудить то, как их будут уничтожать. Конечно, во время холодной войны это было почти невозможно, но попытка не пытка. Выручили всех ученые, которые собрали совет из представителей всех государств. И, по крайней мере, услышали то, что грозит Земле. До этого Клаату решил продемонстрировать людям свою силу, немного их припугнуть. И для этого он на полчаса отключил электричество во всем мире. Никто при этом не пострадал, все было сделано более чем гуманно. Больницы продолжали работать в штатном режиме и ни один самолет не упал. Сработало. Клаату 1951 года подружился с очень интеллигентным мальчиком и его мамой, которая в решающий момент выручает пришельца из беды.

И пусть старый фильм не отличается особой реалистичностью, пусть робот охранник сделан из поролона. Да и с цветовой палитрой проблемы, так как фильм черно-белый. Но зато кино снято интересно, сюжет интригует, в нем есть глубокий смысл и нет такого модного нынче морализаторства, как у Дерриксона. Тот фильм заставляет задуматься. И там, где бессильны были спецэффекты, воображение зрителя додумывает все недостающие моменты. Помимо всего прочего, все, что показал Дерриксон, уже было. Это было и в "Матрице" (Киану Ривз явно вжился в образ), и "Армагедоне", и в "Дне независимости". Даже легенду про Ноев ковчег создатели ремейка решили использовать как собственное ноу-хау. Забавно еще и то, что в российском переводе названия "The Day the Earth Stood Still" есть одна большая неточность. Земля даже в фильме и не думала останавливаться. А смысл как раз в том, что земляне остановились и задумались, что же это они такое творят. Хотя это уж точно не о фильме 2008 года. Не может не радовать, что в ремейке есть несколько удивительно удачных ходов. На премьере фильма зал дружно аплодировал, когда было упомянуто падение рынка. Еще больше восторга вызвало появление на экране Владимира Путина. Может быть, поэтому в России так много людей уже успели посмотреть новый фильм.

Обозреватель Светлана Гильдюк

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });