Алиса в стране психоанализа
В прокат выходит фильм "Алиса в Зазеркалье", спродюсированный Тимом Бертоном
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU - От "Алисы в Зазеркалье" Тима Бертона - на этот раз он выступил продюсером картины - ожидали в первую очередь аттракциона, которым была его первая экранизация книги Льюиса Кэрролла. Ведь "Алиса" - это самый легитимный литературный повод погрузиться в безумие: волшебное - для детей, психоделическое, неминуемое при таком обилии красок (это подчеркивает песня Jefferson Airplane "White Rabbit" в трейлере), - для взрослых.
Правда, "Алиса в стране чудес" этим карнавалом цветов и ограничивалась - многообразия смыслов книги Кэрролла, которые уже полтора века не устают в ней отыскивать поклонники, в фильме не было. Выходящая на экраны "Алиса в Зазеркалье" в этом отношении разительно отличается: в бессмысленность ее сложно упрекнуть.
Повзрослевшая Алиса - теперь капитан доставшегося по наследству корабля отца - после путешествий по всему миру вынуждена вернуться в Великобританию. Здесь ее предпринимательские и откровенно феминистические идеи принимают недружелюбно, и скоро она оказывается в психбольнице (за главного в ней Мориарти из "Холмса" Эндрю Скотт) с диагнозом "типичный женский невроз". Но рядом с чопорными гостиными викторианского Лондона есть совсем другая реальность - надо только пройти через зеркало. Туда Алису зовут старые друзья: они рассказывают, что Шляпник (Джонни Депп) в беде, и помочь ему может только она.
Сюжет этой "Алисы" так же далек от литературного оригинала, как и в предыдущей части: от книги Кэрролла остались только зеркало и ключевые герои, второй по значимости на экране - Время (Саша Барон Коэн, смотреть на которого в этой роли можно вечность, и который предсказуемо является автором половины каламбуров в фильме).
Путешествие во времени, которое Алиса совершает, чтобы решить все проблемы (а заодно и понять, откуда они происходят) неожиданно оборачиваются сеансом психоанализа - собственно, это он и есть. И хотя выводы из такого путешествия довольно предсказуемы, потраченные на них два часа вовсе не кажутся потерянным временем.
Погружение в прошлое наполняет смыслом обязательную круговерть красок. В фильме все такое яркое, взрывается, летит, застывает, рушится, что через какое-то время начинает рябить в глазах. Несмотря на изобретательность художников, Зазеркалье кажется слишком конфетно-детским - как замок на заставке Disney. Но это скорее издержки этой психоделической терапии, и фокус точно можно назвать удавшимся: "Алиса в Зазеркалье" еще раз доказывает, что любое путешествие - это путешествие к себе.
Катя Загвоздкина