"И все просил огня, огня, забыв, что он бумажный"
Выходит реквием по душе тридцатилетних из далеких 60-х. У нас вместо космонавтов с Байконура запускают туристов, бардовская песня мутировала в шансонный КСП, мы перестаем быть интеллигентными людьми или же попросту ими не становимся
Москва. 12 ноября. INTERFAX.RU – Алексей Герман-младший, наверное, единственный отечественный режиссер-сын, по отношению к которому применимо выражение "яблоко от яблони". Он последовательно, еще со времен своей учебы во ВГИКе и своих первых короткометражек "Осеннее поле" и "Дурачки", вырабатывает свой собственный киноязык и на сегодняшний день его успехи в этом вполне очевидны. Последний пример - новая картина Германа-младшего "Бумажный солдат", уже получившая признание на Венецианском кинофестивале в виде наград за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу, и которая сегодня выходит в российский кинопрокат.
Посреди грязной неуютной степи в Казахстане советские ученые готовятся отправить в открытый космос первого человека. Главный герой - молодой доктор Даниил, блестяще сыгранный европейским актером с грузинскими корнями Мерабом Нинидзе - тренирует первых космонавтов и испытывает нескрываемые муки, вызванные внутренней борьбой между неуверенностью в необходимости отправлять людей на возможную гибель и надеждой на то, что первый полет полностью изменит жизнь всей нашей планеты. Герой Нинидзе - ровесник Алексея Германа, и в нем зритель легко сможет опознать сегодняшних тридцателетних. Режиссер часто устами героев ("Мы все симпатичные люди, но какие-то бессмысленные") дает оценку скорее своим современниками, нежели людям из времени, в котором он сам никогда не жил. Но, при всей внешней похожести характеров и проблем молодых участников этой экзистенциальной драмы, после просмотра "Бумажного солдата" все же остается твердое ощущение того, что кризис современных "хозяев жизни" все же сильно отличается от того, который переживают экранные герои. Даже, если и есть среди нас идеалисты, похожие на Даниила, то говорить о них сейчас просто не принято.
С одной стороны фильм Германа - это уже привычный для нашего зрителя уход в ретро, но, на самом деле, фактура советского прошлого здесь совсем не такая, как, скажем, в основных программах телеканала НТВ или в будущем кинохите новогодних праздников "Стилягах" Петра Тодоровского. Для режиссера, предыдущими работами которого были "Последний поезд" про Вторую мировую и "Гарпастум" про второе десятилетие ХХ века, время, в котором происходит действие "Солдата", похоже, очередная возможность убежать от необходимости снимать про нашу, гораздо более прямолинейную, как это ни парадоксально, действительность. Идеалист Даниил, во многом альтер-эго автора, понимает, что живет в болоте. Не только грязь, которую месят участники первой космической программы в казахской степи, но и проблемы с женой (Чулпан Хаматова), думающей больше о будущих детях, чем о жизни на Луне или Марсе, заставляют главного героя становиться все более инфантильным. И приводят его к неразрешимому конфликту между реальной и идеальной жизнями.
Интересно, что Алексей Герман, который уже давным-давно всеми воспринимается не как "младший", сам все еще продолжает доказывать свою компетентность и самодостаточность. Иначе, чем можно, объяснить образ отца в "Бумажном солдате" - гениального хирурга, которого вспоминают все старшие коллеги Даниила? Главный герой стал терапевтом, чтобы быть самим собой. Герман не стал звукооператором (хотя звук в его фильме и является одним из главных формальных ходов) или художником по костюмам, и, наверное, поэтому все еще чувствует давление авторитета своего отца. Совершенно напрасно - это настоящее кино настоящего автора. Что для всех нас, конечно же, большая и несомненная удача.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/