Чужой среди чужих
Режиссер, клипмейкер, продюсер и просто известный деятель нашей культурной нивы Юрий Грымов выпускает в прокат новую картину "Чужие". Автор практически не оставляет зрителю шансов самому разобраться, кто "свой", а кто "чужой"
Москва. 5 ноября. INTERFAX.RU – Команда американских врачей едет в условную ближневосточную страну провести вакцинацию деревенских детей, но на границе их не пускают русские войска, очень убедительно изображающие роль миротворцев. Не смотря на запрет, убежденные в исключительной важности своей миссии, доктора все же пересекают границу и начинают работать с местным населением.
Юрий Грымов, успевший в разное время побывать моделью, главным редактором молодежного журнала, режиссером рекламных роликов, театральным постановщиком и кинорежиссером, всегда старался всячески отмежеваться от мэйнстрима. Настоящий селфмэйдмэн, Грымов всем своим видом до сих пор дает понять, что он сам по себе и никто ему не нужен. Тем более странным кажется его последний фильм "Чужие", выходящий на наших экранах и представляющий из себя предельно ясное политическое высказывание, более всего отвечающее общественным настроениям населения одной шестой части суши.
Бывшая учительница, которая не любит детей, пара гомосексуалистов, которые, наоборот, мечтают увезти с собой ребенка и, наконец, глава миссии - врач-идеалист вместе с женой, которая сразу же начинает изменять ему с приставленным к миссионерам бородатым охранником, который не снимает "калашников" даже во время секса, - все участники, развернувшейся в пустыне драмы, по ходу действия превращаются на наших глазах из несущих добро в жутких лицемеров, предателей и убийц.
Настолько же хорошими, насколько ужасными выглядят в фильме американцы, режиссер представляет себе русских солдат. Они, не задумываясь, спасают ценой своих жизней девочку, стоящую одной ногой на мине, а в ответ на оскорбления американских врачей, отказывающихся помочь раненому, подставляют другую щеку со словами "да, спасибо". И несмотря на попытку Грымова быть объективным и смотреть на все со стороны (чтобы подчеркнуть это в фильме есть даже камео, где он выступил в роли одного из боевиков-исламистов - третьей стороны этого треугольника), получается у него мягко говоря очень плохо.
Точный монтаж, стремление к идеальной картинке, многослойная драматургия - все признаки кинотворчества этого режиссера здесь есть. Даже любовь Грымова к обилию музыки в кино осталась на месте, хотя вряд ли это можно отнести к плюсам. Налицо метаморфоза автора совсем другого свойства - от нон-конформиста, на своем примере показывавшего, как можно существовать в системе и не быть ее частью, Юрий Грымов пришел к идеологическим штампам, настолько прямолинейным, что в какой-то момент начинаешь даже подумывать, не является ли предельная неполиткорректность концептуальным приемом.
Но, нет, русская линия "Чужих" не дает просто свести все к концептуализму: когда майор пишет письмо о смерти солдата его родителям, а потом со слезами на глазах рассуждает о неправильности войны. Когда он же ничего не отвечает на оскорбления американцев, когда пленный русский хирург, к слову отлично сыгранный Виктором Бычковым, играет на аккордеоне душевную русскую песню после дурацкой детской песенки учительницы-американки, начинаешь понимать, что это ведь все в серьез. Грымов действительно верит в то, что во всем виноваты американцы, насаждающие свой режим повсюду, где есть их интересы. И он, похоже, свято верит и в то, что именно русские призваны навести порядок везде, где это необходимо. Что же, на этот раз проблем с неблагодарными зрителями у Грымова не будет. Но все же, хочется надеяться, что это просто очередная попытка режиссера разлучить форму с содержанием, то, что он умеет делать лучше всего.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/