Простенькая сказка о брюнетке на эшафоте
Мелодрама о жизни Анны Болейн получилась проще некуда: создатели свели историю к банальной женской конкуренции
Москва. 6 марта. INTERFAX.RU - Печально известная история Анны Болейн, которую любовь привела на эшафот, уже не раз привлекала внимание кинематографистов. Первый фильм про обезглавленную возлюбленную Генриха VIII снял в 1920 г. немец Эрнст Любич - роль Анны сыграла звезда немого кино Хенни Портен. Новая киноверсия, которая выходит на российские экраны 6 марта, получилась куда более слезоточивой и мелодраматичной, чем все предыдущие вместе взятые.
На этот раз кинематографический путь от фаворитки короля до эшафота совершила Натали Портман. Однако монарх в фильме лицо второстепенное, куда более важное место и в кадре, и в жизни Анны занимает ее младшая сестра Мария, роль которой доверили Скарлетт Йохансон.
Историю Марии и Анны не только кинематографисты, но и сами историки трактовали по-разному. У режиссера Джастина Чадвика она получилась предельно простой - тривиальная драма, которая вполне укладывается в сюжет средневековой сказки, когда одна сестра - простодушная блондинка, а другая - своевольная, завистливая и коварная брюнетка.
Создатели фильма благополучно проигнорировали многие судьбоносные для последующей истории Англии факты, сократив их до краткого упоминания в сопроводительных титрах, однако к декоративной составляющей кадра подошли весьма ответственно. Интерьеры и костюмы главных героев, в первую очередь Марии и Анны, подобраны и исполнены безупречно, так что Портман с Йохансон смотрятся на экране именно так, как того ждет зритель.
Однако, лишившись многих видных политических фигур того времени, фильм превратился в костюмированную мелодраму с участием светских персонажей первого эшелона. Под этот жанр подогнали и образ Генриха VIII, который, судя по сохранившимся портретам, в описываемую пору был далеко не так молод и благообразен, как актер Эрик Бана. К слову, и Анна была не столь хороша, как Натали Портман. Правда, историки не отказывают ей в остроумии и совершенном владении искусством флирта, которому она обучилась при французском дворе.
По версии Джастина Чадвика, Анна и король впервые встретились в имении семейства Болейн, расположенном в пригороде Лондона. Особые надежды на эту встречу возлагал честолюбивый папаша сестер Болейн, который всегда считал, что Анне уготована особая роль - фаворитки короля. Тем более что действующая королева никак не могла подарить государству наследника престола. Когда Генрих VIII приехал в родовой замок Болейн с целью поохотиться, все составляющие плана Томаса Болейна, вроде бы, реализовались: Анна произвела на Генриха должное впечатление и до переезда в Лондон, вроде бы, было уже рукой подать. Однако несчастный случай на охоте изменил симпатии короля: он переключился на скромную сестру-блондинку, и в результате, оставив мужа (незадолго до того сестра успела выскочить замуж), в Лондон отправилась Мария.
На первых порах жизнь с королем у нее складывалась удачно: она нарожала потенциальных наследников, и, как говорится, была вполне "счастлива в гражданском браке", но тут на горизонте появилась коварная сестра-брюнетка, которая - как все знают из истории - и стала в итоге второй по счету законной супругой Генриха VIII, после Екатерины Арагонской.
Женская конкуренция двух сестер - коварной и вероломной Анны и "святой" Марии - занимает существенную часть сюжетной линии. Правда, со стороны Марии никаких решительных действий и не наблюдалось.
Разумеется, с самого начала напрашивались сравнения между Портман и Йохансон. Конечно, о вкусах не спорят - одним нравятся утонченные брюнетки, а другим - пухлогубые блондинки. Но в актерской схватке победа осталась за коварной брюнеткой, что, впрочем, предписано самим сценарием: роль искусительницы, безусловно, дает больше простора для самовыражения. И оставляет больше шансов войти в историю - что, собственно, доказала Анна Болейн.
Игра Натали Портман по мнению многих критиков - единственное, что заслуживает особого внимания в фильме. А в остальном все сходятся во мнении, что роман писательницы Филиппы Грегори могла бы постигнуть куда лучшая участь, чем мелодрама от Джастина Чадвика.
/Интерфакс, Карина Мелкумян/