Ратманский: разговор на современном языке
Художественному руководителю балетной труппы Большого театра России и великому экспериментатору сегодня исполняется сорок лет
Москва. 29 августа. INTERFAX.RU - Одному из самых ярких представителей современной хореографии посвящает свои заметки обозреватель "Интерфакса" Нина Коваленко.
"Танцами увлекся самостоятельно, в четырехлетнем возрасте"
Ему исполнилось всего 40, а он уже почти четыре года возглавляет - и весьма успешно - знаменитый "Большой балет" главного театра страны. За его плечами - свыше 20 балетов, поставленных им в качестве хореографа в королевских театрах Дании и Швеции, в Театре балета Сан-Франциско, в Тбилиси, Вильнюсе, Хельсинки, Нью-Йорке и Оранж Каунти (Калифорния), а также в Мариинском и Большом театрах в России. Самое удивительное, что в списке его хореографических работ знаковые названия (типа "Золушка", "Щелкунчик") крайне редки. Все больше абсолютно новые постановки, созданные молодым балетмейстером на музыку, никогда в качестве балетной ранее не использовавшуюся, а то и на специально к данному балету заказанную. Среди последних - "Русские сезоны" на музыку Леонида Десятникова.
Интересно, что начавший как все нормальные балетные люди, с карьеры танцовщика, Алексей и танцевал, помимо русской и западной классики, как редко кто из молодых, современные балеты. Особенно в постановках крупнейших звезд хореографии "модерн" - Сержа Лифара и Джорджа Баланчина, Дж.Роббинса, К.Макмиллана, Дж.Ноймайера, Бежара, Эка, Дуато.
Ему еще не было и 30, а он уже вошел в историю как первый исполнитель партий в балетах М.Годдена ("Отражения" на музыку М.Равеля), Т.Раштона ("Сладкие жалобы" на музыку Ф.Горецки), "Рефрен" и "Номады" (на музыку А.Пярта). Наконец, среди последних балетных премьер Большого - самые значительные созданы Ратманским - достаточно назвать хотя бы "Светлый ручей" Шостаковича, "пламя Парижа" Асафьева
Можно только гадать, откуда у мальчишки, родившегося в семье, далекой от балета (мама - врач, папа - инженер) явилась такая тяга к танцу, и не просто к танцу, а к сценическому балетному, и не просто к балетному, а именно танцу - модерн? Бог весть! Но этот мальчишка с гладко зачесанными волосами, смешно торчащими ушами и удивительными, распахнутыми миру блестящими глазами, сумел даже дворовых мальчишек увлечь своим "хобби" - ведь и впрямь начал танцевать лет с четырех, а чуть позже уже ставил(!) для своих друзей небольшие танцевальные номера. В 15 лет он уже поставил два балетных номера на профессиональной сцене в Киеве, куда семья переехала из Ленинграда вскоре после рождения Алексея.
Города и страны менял как балетные стили
Учиться танцу Ратманский поехал в Москву. Закончил сначала Московское хореографическое училище и вернулся в Киев - на работу. В 18 лет он солист балета Киевского театра оперы и балета, где с самого начала ему поручали одну за другой все ведущие партии классического репертуара. Но ему - не забудьте - уже с детства хотелось иных партий и стилей Обрушившаяся на страну перестройка сразу создала для молодого Ратманского сказочные возможности. Ему не нужно было, как когда-то Нурееву, совершать головокружительные прыжки от советских гэбистов в руки западной полиции, дабы получить возможность танцевать то, что танцуют в Лондоне или Париже, а в Москве еще не танцуют. Он просто уехал в 1922 г. в Канаду, где и проработал четыре года в Королевском Виннипегском балете, танцуя балеты Аштона, Баланчина, Тюдора, Ноймайера. В 1997 г. Ратманский перемещается в Копенгаген, где исполняет ведущие партии в балетах Августа Бурнонвиля.
Плисецкая - в партнершах, Ананиашвили - в продюсерах
Он вернулся в Москву уже известным танцовщиком. Судьба продолжала осыпать его подарками. Ратманский выступал в совместных концертах с Большим театром, с "Имперским русским балетом". Он был партнером Майи Плисецкой в балете "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси, а затем началась его блистательная хореографическая карьера
Как уже говорилось, первые пробы были сделаны рано, в Киеве. Номера Ратманского - например, "Юрлиберлю" или "Взбитые сливки" (этот номер был поставлен уже в Виннипеге), часто входили в программу московских концертов балета и вызывали симпатии у публики. Начальный этап московской карьеры Алексея Ратманского во многом связан с фирмой "Постмодерн-театр", организовывавшей его гастрольные выступления, например, с известной канадской балериной Эвелин Харт в "Жизели" (1997), и продюсировавшей его балеты, созданные для Нины Ананиашвили. По заказу последней был поставлен балет "Прелести марьеризма". Среди солистов балетной труппы Большого театра, занятых в балете Ратманского "Сны о Японии", также фигурировала Ананиашвили. Она же исполнила заглавную роль в первой редакции балета "Леа".
После успеха своего балета "Каприччио", вошедшего в программу молодежных "Новогодних премьер" Большого театра, Ратманский получил приглашение сотрудничать с Мариинским театром. К этому времени он уже был солистом Королевского Датского балета, где тоже довольно скоро начал проявлять себя в качестве хореографа, после чего ему открылась дорога и на другие европейские и американские сцены.
В 2003 г. Ратманскому было предложено поставить полнометражный балет в Большом театре, и эта постановка, в результате, принесла ему назначение руководителя Большого балета. Первым балетом, поставленным им в Большом театре в новом качестве худрука труппы, стала вторая редакция балета "Леа".
Ратманский - во главе Большого балета
Первого января 2004 г. 35-летний Ратманский занял пост руководителя балетной труппы Большого театра России. Стремление заразить своей любовью к современному танцу весь Большой балет мог не увидеть только слепой.
Однажды его спросили: "Действительно ли стремятся ваши артисты танцевать современные балеты, или классика им привычнее? " Алексей Осипович ответил так: "У нас большая труппа, предпочтения разные. Кому-то ближе Григорович, кому-то старая классика, кто-то увлечен новыми постановками, но все одинаково любят успех. Собственно, ради него мы и работаем. Поэтому, когда зал овацией принимает новую версию "Ромео и Джульетты" или балет Твайлы Тарп "В комнате наверху", даже консервативно настроенные артисты начинают понимать: если говорить с залом на современном языке, не теряя высочайшего уровня исполнения, это производит большое впечатление. И приводит в театр более молодую публику, что очень важно. Но в России - в отличие от Франции - классический балет популярнее современного, и в целом мы придерживаемся классической линии в репертуаре. Больше половины спектаклей - это классика XIX века. Мы также сохраняем балеты Григоровича, ищем молодых русских хореографов и возобновляем кое-что из забытых, но значимых в историческом или художественном плане спектаклей. В репертуаре этого сезона - 19 больших балетов, 12 одноактных, фестиваль к 100-летию Марины Семеновой, "Мастерские новой хореографии", международные проекты "Короли танца" и "Бенуа де ля данс", много гастролей. Всего около 200 спектаклей".
Ратманского нередко спрашивают, какова сегодняшняя атмосфера в возглавляемом им театре - есть ли единомышленники, не мешают ли фрондеры. "Единомышленники есть, фрондеры, естественно, мешают, - отвечает он обычно. - Но главное, что теперь не доходит до объездов, до, как говорится, "утечки мозгов". Ведь в 90-е гг. это была просто катастрофа. Мое поколение уехало почти практически полностью. Но сейчас уезжают единицы. Экономически все стабильно и творчески интересно. За последние четыре года мы поставили 24 балета. Артисты танцуют много и разное, часто ездят за границу. И я только рад, когда они получают приглашения из таких престижных театров, как парижская "Опера". У нас очень большой коллектив - 220 танцовщиков и 20 педагогов. Мнения могут быть разные. Главное, чтобы "несогласные", как, впрочем, и "согласные", хорошо танцевали, чтобы интересы театра всегда стояли впереди собственных. И чтобы было понимание, что мы делаем одно дело. Я не возьмусь оценивать последние четыре года с художественной точки зрения, но могу сказать, что основную задачу мы выполнили - сохранили труппу и репертуар в период реконструкции театра. И значительно повысили реноме нашего театра в мире".
Обозреватель Нина Коваленко
/Интерфакс/