В ожидании мертвого сезона
В Москве считают дни до открытия кинофестиваля и ждут "Трансформеров" и наполовину русскую Хелен Миррен, которая, возможно, получит в этом году премию Станиславского. В это время в столице прессуется новоявленный "диссидент" Артемий Троицкий
Москва. 3 июня. INTERFAX.RU - В преддверии сладостного и мучительного мертвого сезона культурная жизнь в стране обычно на несколько мгновений оживляется – срочно поются лебединые песни перед летней спячкой. У кого-то эти песни бравурны, у кого-то – исключительно фальшивы. Но у всех почему-то с сильным оттенком истерики.
Московский кинофестиваль в эйфории – к нам едут "Трансформеры. Темная сторона Луны", собирающиеся освятить Москву своей мировой премьерой. "Трансформерами" откроется 33 ММКФ, а журналисты со всего мира останутся потом освещать сам фестиваль. Так, по крайней мере, считают организаторы ММКФ. Мировая премьера суперблокбастера в Москве – это, конечно, круто. По крайней мере можно утверждать, что теперь и по ту сторону океана знают про наш милый домашний фестиваль. И что теперь наконец-то можно быть спокойными за фестивальных переводчиков, а то до сих пор их работа на представлении фильмов представлялась чем-то вроде работы мастера цветомузыки на дискотеке для слепых – сил и денег затрачено не на одну копейку, а оценить некому.
Организаторы фестиваля пока держать в тайне имя того, кто из рук Михалкова на сцене "Пушкинского" получит премию "Верю. Константин Станиславский". Но зная привычку Московского фестиваля выбирать обладателя награды по принципу "приехал на фестиваль – получи награду", можно предположить, что этот замысловатый привет от основоположника русского психологического театра уйдет к Хелен Миррен, которая приедет представлять фильм закрытия "Расплата". Миррен – дама русского происхождения, да еще номинированная не абы за что, а за роль Софьи Андреевны Толстой.
Словом, организаторы ММКФ сильно возбудились в преддверии фестиваля и на пресс-конференции опять попытались нам объяснить, что круче только Канны.
Пока организаторы ММКФ сражались за любовь российских журналистов, либеральные культурные сферы сокрушались по поводу отмены концерта в Центральном Доме художников в поддержку Артемия Троицкого, против своей воли и против всякого здравого смысла записанного в диссиденты. Директор ЦДХ Василий Бычков, отменивший концерт, ничтоже сумняшеся рассказал в интервью, как его одолели звонками из разных структур, том числе и из ФСБ, с требованием отменить концерт.
Вообще практика показывает, что попасть в диссиденты в России становится с каждым днем все проще. Если раньше, в советские времена, надо было хотя бы напрячься и сказать что-нибудь типа "долой советскую власть", то теперь не надо даже напрягаться и шельмовать ЕдРо – достаточно назвать некоего музыканта "дрессированным пуделем". У музыканта то ли аллергия на собак, то ли он испугался масштаба оскорбления (потому что Троицкий назвал его не просто "дрессированным пуделем", а "дрессированным пуделем при Суркове" - музыкант недавно помог главному кремлевскому идеологу записать диск, на котором теперь звучат песни на стихи Суркова). Вчера прошло очередное заседание суда по "делу пуделя", но ни истец, ни ответчик не явились. Троицкий вообще в разговоре с автором этих строк высказал предположение (подаренное ему, впрочем, Алексеем Митрофановым), что на нем отрабатывают новую модель поражения в правах. Дескать, в тюрьму не посадят, но даже условная судимость не позволит ему избираться в органы власти. Представить себе Артемия Троицкого в органах власти труднее, чем пуделя, разрывающего пасть льву (как, впрочем, и ФСБ, всерьез занявшуюся поражением музыкального критика в правах), но, похоже, власти наши, как всегда, сами же вешают себе на шею лишние проблемы. Словно новую игру себе придумали – "роди диссидента" называется.
И ведь даже не понимают, насколько эффективна эта игра. Достаточно посмотреть новости культуры в любом из новостных выпусков и увидеть там открытие российского павильона на Венецианской биеннале – сразу начнется массовое рождение диссидентов. Для начала – мини-диссидентов, исключительно в сфере культуры. Потому что невозможно не спросить себя: почему так помпезно там же, рядом с инсталляцией Андрея Монастырского, открывается выставка фотографа Анастасии Хорошиловой, дочери замминистра культуры Павла Хорошилова? Почему вдруг ее выставки начали плодиться в России сразу же, как только Хорошилов стал замминистра? И почему вскоре после того, как выставка Анастасии Хорошиловой прошла недавно в Stella Art Foundation, ее директор Стелла Кесаева назначена комиссаром российского павильона Венецианской биеннале? Вот уж совпадения так совпадения, правда?
Екатерина Барабаш