Ханна больше не Монтана
Как правильно воспитать не просто дочь, но и идеальную ликвидационную машину? Задается таким вопросом далеко не каждый отец. Может, оно и к лучшему, потому что некоторые девочки могут быть начеку даже во сне
Москва. 5 мая. INTERFAX.RU – "Ханну" неизбежно сравнивают со всеми фильмами про девочек сразу. Ну не с теми, конечно же, где они несчастливо влюбляются, долго и нудно обсуждают это дело с подружками, а по ночам плачут в накрахмаленные подушки. История Ханны ближе всего к бессоновскому "Леону", который, в свою очередь, безусловно, от боевика про девочку-ликвидатора довольно далек.
Режиссер Джо Райт известен тем, что "переснял" с Кирой Найтли "Гордость и предубеждение", с ней же поработал над мелодраматичным "Искуплением", почему-то приглянувшимся различным академиям, а перед тем как взяться за съемки "Ханны" выпустил странноватый рассказ под названием "Солист", о дружбе уличного музыканта и журналиста с Робертом Дауни мл. и Джейми Фоксом. В "Ханну" Сирша Ронан попала как раз из упомянутого "Искупления", где вызывала скорее неприязнь и отторжение, но новая роль упорной и последовательной дочери своего отца в шпионской погоне за целью вполне можно назвать удивительным и талантливым перевоплощением.
Ханна живет в заснеженных лапландских далях, готовая к бою в любое время суток, шкуры лесных животных сидят на ней как влитые, а единственным поводом для огорчения у девочки может быть только досадная осечка и стрела, не попавшая в сердце оленя. И понятно, что куклами и нарядами такую малышку не проведешь. Еще у Ханны есть папа Эрик (Эрик Бана), через которого весь клубок повествования и начинает потихоньку разматываться. Но сама по себе расшифровка происходящего в буквальном смысле слова как будто выпадает из сюжета, его агрессивно и красочно вытесняет почти за пределы кадра то, что режиссер предлагает вместо стандартного отслеживания цепочки событий. В поле зрения происходит какое-то стремительное зарождение элементов, которые в фактологическом материале вроде бы и не нуждаются вовсе.
Свое дело тут прокручивает, конечно, и бигбитная мясорубка дуэта Chemical Brothers. В "Ханне" в полной мере воплощена мечта любого музыканта, подвизавшегося на сочинении музыкального сопровождения к фильмам, о таком видеоряде "Химические братья", к слову сказать, законодатели мод своего времени в этой области в 90-х, по большому счету, ко второй декаде 2000-х, - могли только мечтать.
Отвлечься от "клиповости" "Ханны" в целом довольно сложно, но англичанин Райт достает из рукава беспроигрышный козырь, работающий именно тогда, когда все остальное уже щиплет глаза, то ли от своей кристальной безупречности, то ли от своей бескомпромиссной кондовости, это уж как кому покажется. Молниеносные передвижения Ханны по миру то тут то там обрамлены какими-то совсем уж кондитерскими вензелями в виде диковатых и обезоруживающих шуток, причем на словах тут почти не упражняются, мастерская ирония у Райта заключена в буквальных и обезоруживающих деталях: костюмах, жестах, мимике персонажей. И получается, что речевая составляющая фильма сама собой остается позади, как змеиный выползок, потому что, что бы ни говорила Ханна, все это не имеет никакого значения. Наверное, в этом и заключается особенность взросления девочек-убийц, отказавшись от благозвучного щебетания и сплетен в пользу музыкально спускаемого курка, ты "автоматически" попадаешь на другой уровень.
Обозреватель Полина Грибовская