В субботу после Чернобыля
Участник конкурса Берлинского МКФ "В субботу" Александра Миндадзе – работа, рискованная во всех своих аспектах. Больная тема здесь даже не самое главное, раскрытие этой темы – гораздо болезненнее.
Москва. 24 марта. INTERFAX.RU - Миндадзе всегда отличался вызывающей актуальностью своих работ. Его сюжеты всегда были публицистичны, фильмы, которые ставил по его сценариям Абдрашитов, немедленно провозглашались манифестами интеллигенции и запрещались как идеологически вредные. Даже сегодня названия вроде "Плюмбум", "Слуга", "Парад планет", "Остановился поезд" или "Армавир" воспринимаются как знакомые культурные коды, сразу отсылают нас к обостренному "перестройкой" восприятию современности.
Но в последнее десятилетие Миндадзе, которому вообще было свойственно философское углубление злободневных человеческих проблем, ушел в какую-то особую сферу бытия, которая переместила его творчество в новое измерение. В этом измерении темы остались все еще волнующими: рабочие, манипулируя которыми дирекция делит завод; человек, решивший убить диспетчера, по вине которого произошла авиакатастрофа; жители города, пытающиеся спастись после взрыва атомного реактора. Но есть в раскрытии этих тем нечто такое, что делает фильмы "Магнитные бури", "Отрыв" и "В субботу" существующими не на уровне современных событий, исследования ситуации, о которой недавно прокричали газеты. Вместо этого Миндадзе перемещает действие куда-то в иной разрез. Это не просто временное бегство, как в том же "Параде планет". Нет, речь идет о мгновении как точке, в которое временное соединяется с вечным и в которой оно останется. Вот почему Абдрашитов больше не может работать с Миндадзе, а творчество самого Миндадзе становится все более элитарным, сложным.
Произошла трансформация системы персонажей, которая особенно ощутима с началом режиссерской деятельности Миндадзе. До какого-то момента расклад был конвенциональным. Существовала "система", в которой человеческая жизнь задана с самого начала, и в этом тотальном мещанстве была своя прелесть. В этой "системе" у ряда персонажей начиналось беспокойство, происходил некий скачок сознания, в результате которого они начинали эту "систему" разрушать. Нас уже не так волновало, насколько им это удастся сделать: вопрос был в осознании необходимости бунта и в борьбе. Так происходило до последнего времени. С крушением этой самой "системы" происходит и исчезновение этого понятия у Миндадзе. На место "системы" приходит стихия, в которой странным образом сплетены люди и вселенная. Стихия напоминает демокритовский атомизм. Разносортные атомы (люди) отделены друг от друга пустотой (пространство), а кроме этого как бы больше ничего и нет. Миндадзе говорит сразу о космосе, неком едином целом, из которого атом вырваться не только не хочет, но и не может. В фильме "В субботу" это доказывается фабульно. Герой узнал о взрыве на Чернобыльской станции и пытается спастись из близлежащего городка, захватив свою подружку. А потом у нее ломается каблук, они встречают своих друзей, поют на свадьбе, дерутся, пьянствуют, засыпают… Атом может перемещаться в заданных пределах, может даже менять форму, но со своим космосом он является единым целым, вырваться он не способен. В этом тотальная мизантропия Миндадзе, которая делает его популярным среди российских критиков, но не принесет ему ни международных призов, ни любви широкого зрителя. Космическое мировосприятие сегодня не в моде, да и стихию модно укрощать и использовать как аттракцион, а не делать основой человеческого существования.
Этот ли космос был предчувствием Миндазе, когда он писал одноименный сценарий экранизированный Алексеем Учителем? Неизвестно. Но чрезвычайно любопытно наблюдать не просто за переоценкой ценностей художника, но и приложением их к знакомому материалу. Взрыв Чернобыльской АЭС застал Миндадзе на съемках "Плюмбума", но каков разрыв между реальностью "Плюмбума" и "В субботу"! И каково разочарование художника, какова его смелость, состоящая в признании этого разочарования! Этот поэт поистине не дорожит любовию народной. Но и собой тоже не дорожит, а это бывает гораздо реже.
Обозреватель Сергей Сычев