Железные человеки
У нового фильма почитаемых многими братьев Коэнов нет ни одного изъяна. Фирменный почерк так искусно запрятан в сюжет реанимированного вестерна, что остается только возрадоваться
Москва. 17 февраля. INTERFAX.RU - "Железную хватку" написал Чарльз Портис, и книга эта для многих американцев была важным литературным произведением в детстве. Понять, почему история 14-летней девочки, отправившейся на поиски убийцы своего отца, завоевала сердца многих достаточно просто – роман Портиса надо прочитать, ну, а потом смело довериться Коэнам и их верной экранизации. В данном случае не имеет значения и обратный порядок, братьям этим можно доверять.
"Хватку", правда, уже переводили на киноязык, случилось это в 1969г., режиссировал версию Генри Хэтауэй, а главную роль Рустера (Забияки, от англ. Rooster – "петух", "задира") Когберна сыграл тогда неумолимо стареющий ковбой всех времен и народов Джон Уэйн. Уэйн тогда, кстати, получил своего "Оскара". Получит ли статуэтку "помолодевший" на два года Когберн в исполнении непрошибаемого Джеффа Бриджеса, мы узнаем уже в конце месяца. Несправедливым и немного даже оскорбительным недоразумением выглядит и еще одна актерская номинация из "Железной хватки": главной героиней, буквально и по всем правилам, (в "Хватке" Хейли Стейнфелд почти единственная девчонка в кадре, не считая эпизодических комических старух) является Мэтти Росс, но Стейнфелд будет бороться за роль второго плана.
От лица Мэтти и ведется повествование в книге, немного смещенное Коэнами в сторону кинематографических условностей, оно, тем не менее, не теряет свою первоначальную прелесть лаконичного рассказа "о том, как все было". Вот она приехала за телом отца, вот твердо выторговывает деньги за мустангов, вот предлагает задание федеральному маршалу Когберну. Дальнейшая череда событий ни на минуту не дает усомниться в том, что Мэтти – прежде всего главное действующее лицо в истории, а не хрупкая жертва обстоятельств с тугими косичками. А выстрелов, крови и змей пускай не боятся другие, более сказочные смельчаки.
Нельзя назвать отношение Коэнов к первоисточнику "бережным", хотя бы потому, что с этой парочкой такое определение вряд ли соотносится, но авторы новой "Хватки" пренебрегли лишь какими-то незначительными эпизодическими деталями, вроде сцены с повешенными преступниками на площади Форт-Смита, момента уговаривания Когберна, разборок у реки и т.д., разбираться с этим – сущее буквоедство. Гораздо важнее будет попытаться хоть как-то определить тот неуловимый синтетический эффект, который оказывает "Железная хватка", действуя буквально и прямой наводкой в центр мозга, отвечающий за получение удовольствия. Феномен этот больше походит на не имеющий клинической ценности доклад "британско-румынских ученых", но все-таки молчать об этом совершенно невозможно. Перед нами типичный роуд-муви, идеальный честный вестерн, герои и персонажи в котором отнюдь не идеальны, но от этого не менее прекрасны.
Приключения Мэтти Росс могли бы воспитать не одну невозмутимую девичью душу, но, к сожалению, и, вероятнее всего, "Железная хватка" сама по себе так и останется в неузнанной программе по американской литературе. Так что Коэны и на этот раз выступают зачинателями великого дела, ведь о такой экранизации неизвестные произведения и их авторы могут только мечтать, а актеры, никогда не работавшие с братьями на съемочной площадке, если не задумчиво грезят, то уж точно нервно кусают локти в ожидании приглашения на кастинг.
В этот раз в мощнейший костяк исполнителей ролей федерального маршала, техасского рейнджера и парочки отвязных бандитов волею сценария попала совсем молодая актриса, которая в ансамбле, язык не поворачивается назвать это совместное творчество - "под попечительством" или "под покровительством", с Джеффом Бриджесом, Мэттом Дэймоном, Джошем Бролиным и Бэрри Пеппером выдает на-гора высококлассные сцены, монологи и невозмутимое лицо героини, которой нечего терять, даже среди бандитов. Конечно, даже восхваление выказанного Хейли Стейнфелд таланта все равно в большей степени интуитивно адресовано Итэну и Джоэлу Коэнам, но компоненты и составляющие в "Железной хватке" и не существуют сами по себе, так что приключения экранной Мэтти Росс заставляют уверовать в необъяснимую космогонию коэновских талантов.
Обозреватель Полина Грибовская
/Интерфакс/