Русские в конкурсе Берлинале
Берлинский кинофестиваль уже перевалил за свою половину, но делать какие-либо прогнозы пока никто не спешит - фильмы основного конкурса настолько разные и самобытные, что каждый из них может претендовать на награды фестиваля
Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU – Начало недели открыли две ожидаемые всеми картины - фильм Александра Миндадзе "В субботу" и режиссерский дебют актера Ральфа Файнса "Кориолан". Единственный российский фильм в конкурсе Берлинале рассказывает о дне, когда произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС, но это не фильм-катастрофа. Главные герои "В субботу" - простые жители Припяти, не обремененные такой чертой характера, как геройство: их основное желание - побыстрее покинуть город, воздух которого уже заражен смертельной дозой радиации. Но желание это, похоже, не настолько сильное, чтобы оно могло помешать им остаться еще на один день ради того, чтобы оказаться на свадьбе друга, пить, петь и танцевать, лишь приближая неминуемую смерть. Сам Миндадзе так прокомментировал свою картину: "Это очень русская история. Почему те немногие люди, которые знали о случившейся аварии, не ринулись судорожно прочь из города? Это заложено в генетическом коде русского человека – мы всегда живем в непосредственной близости от опасности, рядом со смертью".
Отборщик Московского международного фестиваля Кирилл Разлогов выделил картину Миндадзе среди общего конкурса, который, как он считает, в этом году на обычном для Берлинале уровне. "В субботу" безусловно обладает высокими художественными достоинствами, но, боюсь, будет непонятен европейскому зрителю. В особенности, если они пропустят титр, в котором объясняется, где и когда происходят описываемые события", - сказал Разлогов корреспонденту Интерфакс. А как один из организаторов самого крупного российского кинофестиваля в общем оценивает берлинский форум? "Фестиваль развивается и сейчас имеет огромное значение для города"- рассказал Разлогов. - "Вы можете сами это понять, увидев длинные очереди за билетами и полные залы. Программа Берлинале также достойна уважения - даже с первого взгляда становится ясно, что посмотреть здесь можно практически все, от шедевров авторского кино до новых фильмов для детей из разных стран мира". Тем не менее, художественного достоинства фестивалю все еще достичь не удалось, считает Кирилл Разлогов. В отличие от политического, это направление директору Берлинале Дитеру Косслику удается пока лучше всего.
В пользу этого утверждения говорит и нешуточный ажиотаж, который возник вокруг документального фильма немецкого режиссера Кирила Туши "Ходорковский". Первый показ состоялся в понедельник и самый большой зал кинотеатра "Cinemaxx" не смог вместить в себя и половину тех, кто хотел его посмотреть. На сегодня организаторы фестиваля объявили о трех дополнительных сеансах, кроме запланированных, но и их скорее всего окажется недостаточно, чтобы картину Туши посмотрели все желающие. Недавние события со взломом офиса режиссера и похищением компьютеров с монтажным материалом привлекли внимание к фильму даже тех, кто ничего не знает о событиях, связанных с делом ЮКОСа (а таких в Европе очень много), но широкий прокат ему, по заявлению Туши, пока не гарантирован. "Ходорковский" в достаточно критичном ключе рассказывает историю опального олигарха с помощью интервью, которые дали режиссеру семья Михаила Ходорковского, Ирина Ясина (представлявшая фильм на Берлинале вместе с режиссером), Леонид Невзлин и другие, карикатурной анимации и венчающей ленту десятиминутной беседы с самим Ходорковским. Зрители премьерного показа, похоже, были полностью солидарны с точкой зрения создателей ленты, сопровождая прокремлевские комментарии респондентов смехом, и устроив после показа бурную овацию. О показе "Ходорковского" в России пока известно лишь то, что Ирина Ясина намерена устроить его в ближайшее время на "Винзаводе" в Москве и еще в Музее Достоевского в Питере.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/