Жизнь под водой
На экраны российских кинотеатров выходит новый фильм датчанина Томаса Винтерберга "Субмарино". На этот раз режиссер упражняется в жанре соцреализма
Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Два брата-подростка живут с матерью-алкоголичкой и вынуждены вместо нее смотреть за еще одним членом семьи - новорожденным младенцем, которому мать забыла даже дать имя. Неудивительно, что мальчики не смогли определить у малыша болезнь и он умер. Спустя много лет мы видим, к каким последствиям привела эта драма. Очевидно,что старший брат, Ник, до сих пор чувствует свою вину за случившееся: он только что вышел из тюрьмы, живет в хостеле для таких же одиноких людей и прогоняет призраков прошлого с помощью алкоголя и занятий в тренажерном зале. Младший брат еще более преуспел на пути саморазрушения - его героиновая зависимость ставит под угрозу возможность жить с собственным маленьким сыном, социальные службы вынесли ему последнее предупреждение. Не имея ни одной надежды на светлое будущее, каждый из братьев все же найдет свой выход из непроглядной тьмы настоящего.
Участник конкурсной программы прошлого Берлинале, "Субмарино", поставлен известным датским кинорежиссером Томасом Винтербергом по одноименному роману датского же писателя Йонаса Т. Бенгтссона ("Письма Анины"). Винтерберг известен прежде всего, как соавтор нашумевшего в девяностых годах киноманифеста "Догма-95", который он написал вместе с Ларсом фон Триером. Именно фильм Винтерберга "Торжество" стал первой работой, снятой по правилам этого манифеста, сделав его известным на весь мир. Не в последнюю очередь и из-за Приза жюри Каннского кинофестиваля, который получило "Торжество" в 1998 году. После успеха "Догмы" режиссер экспериментировал с разными жанрами вне правил этого культурного манифеста - от апокалиптической сказки "Все о любви" до тви-драмы "Дорогая Венди". Новую работу Томаса Винтерберга "Субмарино" можно отнести к жанру социального реализма.
Снятый в серых тонах, фильм как нельзя лучше передает настроение безысходности главных героев, которые находятся по сути на самом дне социальной иерархии общества в современной Дании. Не только на улице, но и во всей их жизни постоянно идет мокрый снег и дует ветер, состояние тотального дискомфорта не могут изменить ни алкоголь, ни героин. С самого детства, с того самого момента, как умер младенец, Ник и его брат подвергают себя пытке и мучаются в невозможности избавиться от кошмаров прошлого. Название "Субмарино" как раз и отсылает зрителя к одноименной пытке, когда голову человека погружают в воду, не давая ему возможности вдохнуть воздух. Винтерберг не старается следовать классическим образцам соцреализма, таким, скажем, как работы англичанина Кена Лоуча, а создает свой способ показать отталкивающую правду, или, наоборот, моменты радости, настоящего мира. Он много использует свет для достижения этой цели и, несмотря на кажущуюся непроглядную серость "Субмарино", фильм наполняется массой цветов, символизирующих различные состояния главных героев.
Эти состояния прекрасно изображают актеры Якоб Седергрен и Петер Плаугборг, играющие Ника и его младшего брата соответственно. Сходство первого с британским секс-символом Эваном МакГрегором прекрасно контрастирует с его внезапными вспышками агрессии и насилием, которое он сеет на своем пути. Плаугборг же наоборот играет безвольного наркомана, который, впрочем, в какие-то моменты способен на предельно радикальные поступки. Все это делает немалый вклад и в без того хорошую работу Томаса Винтергберга.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/