Покажите мне US, я прошу
Осенний фестиваль "Образы Америки", также известный как "Амфест", за несколько лет своего существования стал настолько популярным у аудитории, что американское посольство решило добавить к нему своеобразный аппендикс. Документальная программа всегда была его сильным местом.
Москва. 4 октября. INTERFAX.RU – Новый фестиваль американского кино "Show US" должен восполнить дефицит зарубежной документалистики на наших экранах. За несколько лет на "Амфесте" были показаны ретроспективы крупнейших документалистов США, причем эти легендарные личности сами приезжали, общались со зрителями, открывали для себя новую Москву. Мы видели Фреда Уайзмена, Алана Берлинера, Росса Макэлви, Д.А.Пеннебейкера. Кроме того, фестиваль еще и готовил каждый раз подборку молодого документального кино, чтобы знакомить нас с теми процессами, которые происходят в документалистике США.
Теперь, видимо, критическая точка достигнута. Документальная программа почти целиком отделилась от "Образов Америки" и стала новым фестивалем с говорящим названием "Show US", соответствующим новой его концепции. Вместо американского режиссера с русской душой Робин Хессман теперь программу курирует Алексей Лайфуров, ранее занимавшийся зарубежной программой "Кинотеатра.doc". Из полусотни предложенных посольством фильмов он выбрал шесть, на его взгляд, наиболее интересных фильмов, отвечающих задачам нового фестиваля.
Здесь требуется некоторое пояснение. В подборке "Show US" нет гениальных и даже выдающихся картин по своему художественному значению. Это хорошо сработанные середнячки, сделанные в уже давно отработанных схемах. Их задачей является показать не столько кинематографическое, сколько социальное настоящее США. Между прочим, оскаровский комитет при выборе номинантов и лауреатов руководствуется похожими соображениями, как и многие другие премии и фестивали мира. Для них документальное кино – это некий подраздел публицистики, возможность более глубоко, чем в других жанрах взглянуть на происходящее в мире, не отвлекаясь на творческие или философские амбиции автора. Поэтому присутствие в "Show US" номинанта на "Оскар" "Какая дорога ведет домой" Ребекки Каммизы гарантирует только высокий уровень технического исполнения и злободневность рассказа о мексиканских детях, рискующих жизнью в попытках добраться до обетованной американской земли. Впрочем, это действительно самый сильный фильм программы, который стоит в паре с рассказами о том, "Как складывать флаг" и "Исламским хип-хопом". В первом мы наблюдаем за ветеранами иракской войны, отличающимися от тех, которых мы помним по фильмам о вернувшихся из Вьетнама. Кажется, эта война прошла для США довольно легко, потому что большая часть солдат вернулись домой такими же балбесами, только с завышенной самооценкой. Во втором случае мы встречаем попытку нейтрализовать отрицательное отношение к исламу в американском обществе с помощью проникновения в быт исламской общины. Ее члены исполняют посредственный рэп, в котором делятся своими религиозными откровениями, и даже в тюрьме продолжают свою незамысловатую проповедь, пытаясь доказать, что никакой угрозы от ислама нет и быть не может. Попытка преодолеть нетерпимость – характерный стимул для американских документалистов. Сами фильмы сделаны в традиционной манере: немного синхронов, немного наблюдения, немного титров вместо закадрового текста. Довольно вялый, но вполне конвенциональный киноязык, форматное кино.
Снятая в стиле синема-верите, несколько вульгарная по тону пара короткометражек "Царица полей" и "Большая река" Аарона Вольфа и Курта Эллиса возвращает нас в мир выращивания и производства еды, о чем сняты уже десятки картин, но интерес общественности пока не утихает. ГМО, пестициды, перенасыщение рынка американских продуктов изделиями на кукурузной основе становятся основой для эксперимента двух молодых парней, которые высаживают акр кукурузы, собирают урожай, а потом наблюдают, какой вред они принесли себе и окружающим в процессе своего бизнеса.
Наконец, "Субтитры не требуются: Ласло и Вильмош" Джеймса Кресантиса – фильм, который по замыслу должен бы рассказать всю правду о творческой биографии двоих венгерских эмигрантов, изменивших лицо американского кино, - Ласло Ковача и Вильмоша Жигмонда. Эти операторы сняли множество выдающихся фильмов, и в картине представлено довольно много интервью с культовыми фигурами кинематографа, но по своей сути фильм представляет собой еще одно набившее оскомину собрание ностальгических мыслей об эпохе беспечных ездоков и бонни с клайдами. Полтора десятилетия американского кино с середины шестидесятых до конца семидесятых дало такой всплеск таланта и скандальности, что мы все никак это не переварим, и почти каждый год смотрим об этом одинаковые фильмы с одними и теми же персоналиями, которые один за другим умирают, оставляя после себя кинематографическое наследие и сотни часов интервью, которые можно использовать в следующих фильмах про возрождение кино за счет европейских новых волн.
Хорошо, что есть еще один фестиваль американской документалистики – одной из интереснейших в мире. Хорошо, что сеансы стали бесплатными. Хорошо, что народ ходит толпами. И хорошо, что фестивалю есть, куда расти, в том числе, в отношении формирования программы и дополнительных мероприятий, которые необходимы: шесть фильмов на фестиваль – это так мало, что объяснить сей минимум можно только тем, что мы имеем дело с пробой, экспериментом: получится или нет? Проба интересная, посмотрим, что будет дальше.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/