Биржа сантиментов
Возвращение Гордона Гекко – это не повод задуматься над тем, правильно ли ты живешь. Это лишь намек на то, что пока ты смотришь "Уолл Стрит. Деньги никогда не спят", другие зарабатывают миллионы
Москва. 30 сентября. INTERFAX.RU – Оливер Стоун опять наступает на те же грабли, что и в прошлый раз. Сколько раз ему твердили, что запах денег – это не горы трупов в "Сальвадоре", не напалмовые всплески во "Взводе", наконец, не попа Пенелопы Крус в "Повороте". Большими деньгами не напугаешь, они притягивают к себе, и попробуй объяснить обратное, когда Голливуд сам тонет в роскоши и многомиллионных гонорарах.
Итак, постаревший герой Майкла Дугласа отзвонил до последнего звонка и вышел на свободу, чтобы обнаружить несколько новостей. Его дочка знать его не желает – это во-первых. У дочки есть жених, который хочет денег, но при этом корчит из себя совестливого и порядочного парня – это во-вторых. Главный конкурент Гекко стал почти недосягаем, но жениха его невесты все же нанял на работу, за что и поплатится – это в-третьих. Мир катится к огромному кризису, на котором умный делец сможет хорошо заработать и оставить всех с носом, - это, наконец, в-четвертых. Дальше все будет развиваться приблизительно по той же схеме, что и в первой части фильма: циничный мир биржи против сентиментальных рассуждений о том, что есть вещи поважнее.
Оливер Стоун все-таки зря бравирует своими убеждениями. Даже его фильмы про Фиделя Кастро, которые он снимал с тем же Родриго Прието, что и вторую часть "Уолл Стрит", не делают из него леворадикального интеллектуала. Он был и остается воякой, для которого любой сюжет – это повод для жесткой и бескомпромиссной битвы. Мы наблюдаем за его боями уж довольно долго: серьезные картины Стоун начал снимать с середины восьмидесятых, а свой "Оскар" за сценарий получил почти на десять лет раньше – за фильм Алана Паркера "Полуночный экспресс". И во всех этих фильмах, о чем бы ни шла речь, структура повторялась, поэтому не будем упрекать Стоуна за схожесть второй части фильма с первой: все его картины такие. Стоун в этот раз, правда, должен считаться с тем, что он находится не в первых рядах национальной кинематографии. Значительных фильмов у него уже несколько лет не было, так что проигрыш он себе позволить не может. Он выходит на съемку нового проекта, как на ответственное сражение, собрав опытнейших гвардейцев. Это касается как актеров вроде харизматичного Майкла Дугласа, который играет один сразу за весь ансамбль, так и всей съемочной группы, проверенной на предыдущей совместной работе и громких проектах других режиссеров. Вплоть до активного использования в саундтреке одного из авторитетнейших музыкальных творческих союзов Брайана Ино и Дэвида Бирна. Более того, как и полагается настоящему поководцу, Стоун сам выходит в кадр – вроде, эпизодическое появление, но сколько бодрости в рядах сражающихся! После этого даже встреча с осунувшимся от беспробудного пьянства Чарли Шином, героем первой части, не вызывает особых эмоций.
Раз главное – борьба, то для рефлексии остается не так много места. Поэтому Стоун опять отказался понять, что золотой телец обладает особенной притягательностью, которую сантиментами не задавишь. Нищему и бесправному зрителю в России все эти разговоры о семье и будущем потомстве как смысле жизни покажутся особенно неестественными: Гекко за секунду удесятеряет свое состояние, да еще и выразительно озирает окрестность в поисках новых жертв. Он герой этого фильма, его жадность не просто хороша, как свидетельствует его афоризм. Она прекрасна, обаятельна – куда интереснее смотреть на нее, чем на постоянно ревущую Керри Маллиган, играющую помешанную на справедливости дочку Гекко, или на смазливое лицо Шайи ЛаБафа, строящего из себя молодого умника с совестью и филантропическими идеалами. Молодые актеры – это явно просчет Стоуна, у которого отрицательное начало и так всегда представлено более выразительно. Морализаторство не удалось. Но сам фильм, как новая повесть о сверх-людях, которые шагают по морю человеческих судеб, уничтожая любого на своем пути, представляет из себя именно то, чего мы всегда ждем от старого пьяницы, любителя наркотиков и легких связей, ветерана Вьетнама и автора ряда замечательных кинопроизведений Оливера Стоуна.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/