Сбрось маму с поезда
Французский актер Альбер Дюпонтель снова сел в режиссерское кресло, чтобы показать свое видение того, как должна выглядеть современная комедия. В итоге некоторые зрители могут даже не распознать в "Злодее" представителя жанра
Москва. 29 июля. INTERFAX.RU - У доживающей свой век на тихой улице большого города доброй и отзывчивой старушки есть две большие проблемы. Одна из них связана с ее удивительной живучестью и крепчайшим здоровьем - из любых несчастных случаев она выходит без единой царапины и всерьез обеспокоена тем, что попасть на небеса ей возможно вообще не суждено. Вторая проблема выглядит, как девелоперская компания, задумавшая снести весь ее квартал и застроить его офисными зданиями. К счастью, обе проблемы способно решить возвращение домой ее взрослого сына - отъявленного негодяя и грабителя банков, полной противоположности положительной старушки. Именно он, несмотря на свое патологическое желание совершать плохие поступки, встанет на сторону добра и поможет жителям района избавиться от надоедливых застройщиков, а заодно поучаствует и в разрушении удивительного иммунитета своей мамы.
Фильм "Злодей" снял известный французский актер Альбер Дюпонтель ("Необратимость", "Долгая помолвка") и это уже его не первая режиссерская работа: с разной периодичностью он садился в режиссерское кресло на фильмах "Берни" (1996), "Создатель" (1999), "Взаперти" (2006). Новый фильм Дюпонтеля, как и все предыдущие, главным образом выполняет функцию площадки для экспериментов с его актерскими умениями (как обычно в своих фильмах, он играет одну из главных ролей) и так же, как остальные, проходит по жанру комедия. Впрочем, последнее для многих зрителей может показаться не таким уж очевидным. Гэгов в "Злодее" определенно недостаточно для полноценной комедии, а те, что есть режиссер не стесняется использовать по несколько раз. Зато возможность поупражняться в актерском мастерстве Дюпонтель использует на все сто процентов - неоднозначный характер его героя дает большой простор для фантазии и широкий диапазон проявлений, от трагичного до комичного.
Вторую главную роль в "Злодее" - роль матери Дюпонтеля, бессмертной старушки - сыграла французская актриса Катрин Фро ("Одетта Тулемон" Эрика-Эммануэля Шмитта). И этот факт также вносит в фильм немалую долю абсурда: совсем не старая, но довольно дико загримированная Фро, вызывает странные ощущения. Так же как и черепаха с расписанным похабными выражениями панцирем, которая не выползает из кадра на протяжении всего фильма. Столь любимый многими жанр французской комедии подвергается Дюпонтелем немалой трансформации - впрыски элементов черного юмора, атеистические интермедии, визуальные эксперименты и абсурдистские приемы делают "Злодея" странным и неоднозначным его представителем. Такая необычная трактовка привычного направления связана, прежде всего, с тем, что в прошлом Альбер Дюпонтель был комиком разговорного жанра и все его сценарные наработки родом как раз из этого прошлого. Прибавим к этому операторские изыски Пьера-Ива Бастара, работавшего с Жаном-Клодом Ван Даммом над позапрошлогодним "ЖКВД", который постарался добавить к этой безумной смеси немного эстетики позднего Жан-Пьера Жене, и получим типичный дюпонтелевский взгляд на то, как должна выглядеть современная комедия.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/