Дикая Роза
Ален Рене снял еще один фильм о том, что жить он устал, да и вообще – правды в этой жизни нет. Последние лет десять фильмы Рене смотреть исключительно приятно
Москва. 28 июля. INTERFAX.RU – Фильмы французского режиссера Алена Рене: "Только не в губы", "Сердца" и новый "Дикие травы" сняты легко и воздушно. В них есть мелодраматизм, комичные ситуации, любовные интрижки и мечтания, прекрасная актерская игра и даже нестандартные сюжетные повороты. Более того, перед нами именно фильмы Алена Рене с их ложными концовками, экзистенциальным трагизмом и людьми, которые друг друга не слышат. Но все это подано в облегченной форме. "Только не в губы" - это игривый мюзикл, "Сердца" - мелодрама, "Дикие травы" - романтическая комедия. Не верится, что этот самый человек снял "Ночь и туман", "Гернику", "Хиросима, любовь моя" и "В прошлом году в Мариенбаде". Но если проследить весь путь Рене от знаменитого начала к тому, что мы имеем сейчас, то мы обнаружим именно последовательный путь к легкости и воздушности – в отличие, например, от радикально серьезного Годара или монотонного Лелуша.
"Дикие травы" - это отвар по старым проверенным рецептам, в котором нет ничего лишнего и который следует пить, завернувшись в теплое одеяло долгими зимними вечерами. По возможности, не одному, потому что такого рода кино может усилить как любовное напряжение, так и одиночество. Интрига проста и ясна сразу. Старик (его играет постоянный актер Рене Андре Дюссойе) находит бумажник одинокой парикмахерши, обожающей летать на самолетах. Его детская страсть к полетам заставляет его размечтаться о том, как он встретится с ней и как у них начнется большая и светлая любовь до гроба. После возврата документов становится понятно, что бойкая и грубоватая парикмахерша вовсе не настроена на роман со стариком, который, надо отдать ему должное, проявляет себя упорным влюбленным, способным ежедневно строчить письма и прогуливаться перед домом возлюбленной. Весь дальнейший сюжет фильма строится на том, как два сумасбродных человека мечутся в разные стороны, как цапля и журавль, не понимая своего счастья.
Ален Рене спрятал под незатейливой формой романтической комедии целый ряд грустных мыслей. Институт семьи в Европе разрушен настолько, что самое лучшее для старого человека – найти себе любовницу, сообщить об этом жене и увидеть, что та, в общем, не против. Каждый член семьи настолько замкнут в своей непонятости, своих нереализованных мечтах и желаниях, что готов на все, лишь бы преодолеть это. В том числе, на преступление. Общество молчаливо признает такие поступки, полицейские у Алена Рене только просят не шуметь и не нарушать видимой благопристойности. Итак, человек живет в своих мечтаниях. То ли его жизнь сон, то ли он мечтает об уходе в грезы. И здесь старый Рене вполне солидарен с новым. Вспомним, как грезы о разрушенной Хиросиме волновали героев первого игрового фильма Рене. Вспомним, как в "Ночи и тумане" заросшие травой бараки концлагерей мирно дремлют под солнцем, а им снятся те страшные события, которыми они вписаны в историю. Пересечение сна с явью органично ложилось на эпический пафос повествования. Теперь оно перешло в быт, и если бросить трагикомичные очки, которые нам предлагает Рене, то весь экзистенциальный ужас обрушивается на нас из того, далекого прошлого зарождения "новой волны", которое мы с такой ностальгией вспоминаем. В снижении тона повествования есть нечто такое, что превращает трагизм в зудящую тоску. Рене из философа и борца превратился в раздавленного, уничтоженного старика (в июне ему исполнилось 88 лет), который не верит в то, что можно выбраться из закольцованности дихотомии "сон-явь". Или даже так: за ее пределами ничуть не лучше, чем там, внутри. Курить или не курить, говорит Рене, в сущности, равноценно. Хотя даже в этой раздвоенности могут таиться корни настоящего чувства, не забудем и об этом.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/