Каннский фестиваль – событие без сюрпризов
Ежегодный фестиваль прошел тихо и незаметно, так и не дав представления о том, что же будет задавать тон в очередном киногоду
Москва. 26 мая. INTERFAX.RU - Вчера традиционным вручением кинонаград завершился 61-й Каннский кинофестиваль. У него не было явных фаворитов, к тому же многие критики называли его конкурсную программу слишком мрачной и жесткой. В то же время многие говорили о том, что этот фестиваль способен стать поворотным, задав новое тематическое направление последующим кинофорумам. Что именно может измениться в ближайшие годы – пока не так уж очевидно. Можно лишь констатировать факт: "Золотой пальмовой ветви" удостоилась картина французского режиссера Лорана Канте "Между стен", которая рассказывает о молодом преподавателе французского языка в колледже для неблагополучных детей. Гран-при фестиваля достался фильму "Гаморра" о неаполитанской мафии.
Несмотря на некоторую сумятицу в прогнозах, председатель жюри Шон Пенн уверял, что все награды будут "розданы по справедливости": дескать, это вам не "Оскар", а профессиональный кинофорум. Так или иначе, мнение жюри распределилось следующим образом. Приз за лучший сценарий получили двукратные обладатели Золотой пальмовой ветви, бельгийские режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны, которые привезли в Канны картину "Молчание Лорны".
"Молчание Лорны" - типичный продукт киноформата "артхаус". Сценарий выстроен так хитроумно и заводит в такие лабиринты человеческой психики, что, наверное, действительно, неспроста был удостоен главного приза. Героиня фильма – молодая албанка Лорна – собирается стать бельгийской гражданкой, и заключает брак по расчету с местным наркоманом, находящимся в стадии завязки. Параллельно она ведет переговоры с таксистом-уголовником: из их общения выясняется, что перед Лорной маячит еще одна перспектива фиктивного замужества, притом, сулящая материальную выгоду. Некий русский мафиози, также стремящийся стать бельгийским гражданином, готов заплатить Лорне круглую сумму – за то, чтобы она как можно скорее овдовела (т.е. избавилась от наркомана), и в новом качестве бельгийской гражданки прошествовала с ним к алтарю. Операцию по ликвидации наркомана таксист-уголовник, который явно имеет в этом деле свой интерес, берет на себя. Вопрос остается только в том – будет ли молчать Лорна?
Приз за лучшую женскую роль на протяжении фестиваля был одной из живо обсуждаемых в прессе тем: всем очень уж хотелось противопоставить "снова беременную" Анджелину Джоли, которая сыграла главную роль в фильме Клинта Иствуда "Подмена" и гранд-даму французского кино Катрин Денев, снявшуюся в "Рождественской сказке" Арно Деплешана. В результате награда досталась малоизвестной актрисе из Бразилии Сандре Корвелони (фильм Linha de Passe режиссеров Вальтера Саллеса и Даниэлы Томас).
Что касается победителя в номинации "Лучшая мужская роль", здесь все было более-менее предсказуемо: награда ушла к Бенисио Дель Торо, выступившему в роли Че Гевары в фильме Стивена Содерберга Chе. Кстати, критики, не имея ничего против кандидатуры Дель Торо, к самому фильму отнеслись довольно прохладно. Зато Содерберг заручился поддержкой знаменитостей. Перед премьерой на красной ковровой дорожке собралось изрядное количество звезд – от члена жюри Натали Портман и нескольких топ-моделей во главе с Наоми Кэмпбелл до редакторши французского журнала Vogue Карин Ройтфельд, Майка Тайсона и, собственно, актеров-исполнителей главных ролей: Бенисио Дель Торо, Франки Потенте и Джулии Ормонд. Надо отметить, что помимо актерского мастерства, Бенисио продемонстрировал недюжинное терпение: формат фильма, разделенного на две части, составляет 268 минут.
Приз за лучшую режиссуру из рук известной актрисы Фэй Данауэй получил турецкий режиссер и фотограф Нури Бильге Джейлан – за фильм "Три обезьяны", который считался одним из фаворитов фестиваля. Картина повествует о крайне запущенных и запутанных отношениях одной семьи, члены которой ради худого мира готовы подобно трем обезьянам из известной японской притчи, ничего не видеть, ничего не слышать и не говорить ничего лишнего. Разумеется, ключевой вопрос фильма заключается в том, как долго смогут представители этого семейства игнорировать правду и закрывать глаза на очевидные проблемы: говорят режиссер является большим поклонником Чехова и Достоевского.
Гран-при фестиваля был удостоен фильм "Гоморра" молодого и перспективного итальянского режиссера Маттео Гарроне: "Золотую пальмовую ветвь" победитель получил из рук Романа Полански (хотя первоначально было обещано, что приз будет вручать Роберт де Ниро). Примечательно, что этот фильм с самого начала числился среди фаворитов – наряду с "Подменой" Клинта Иствуда, "Съемками в Палермо" Вима Вендерса и другими картинами. В основу "Гоморры" положен одноименный бестселлер итальянского писателя Роберто Савиано, повествующий о неаполитанской мафиозной группировке "Каморра". Судя по всему, тема "власти, денег и крови" по-прежнему является ходовым товаром в мире литературы и кинематографии: роман Савиано был переведен на более чем 40 языков и перешагнул планку в миллион тиражей. Стоит также заметить, что, деятельность "Каморры" затрагивает еще одну актуальную в наши дни тему – утилизацию отходов.
И, наконец, "Золотая пальмовая ветвь" присуждена в воскресенье фильму "Между стен" Ларана Канте. Фильм рассказывает о жизни молодого преподавателя французского языка в колледже для неблагополучных детей. Победителя успел поздравить президент Франции Николя Саркози.
/Интерфакс, Карина Мелкумян/