Внятность превыше всего
Режиссер Алексей Попогребский, ставший на время "Кинотавра" председателем жюри конкурса короткометражных фильмов, рассказал корреспонденту interfax.ru Сергею Сычеву о своих впечатлениях
Москва. 23 июня. INTERFAX.RU - Алексей Попогребский родился 7 августа 1972 года в Москве. В 1995 году окончил факультет психологии МГУ, после чего занимался переводами.
Вместе с Борисом Хлебниковым снял две короткометражки (одну документальную и одну игровую), а также полнометражный игровой фильм "Коктебель", получивший в 2003 году специальный приз жюри на XXV ММКФ. В 2007 году фильм Попогребского "Простые вещи" завоевал главный приз на "Кинотавре".
В 2004 году вы уже были в жюри конкурса короткометражных фильмов на "Кинотавре". Какова разница между той программой и этой?
Первое слово, которое приходит на ум, когда сравниваешь эти две программы, - внятность. Это для меня очень важно. Здесь не только четкость рассказа истории, но и адекватность намерения, которое транслирует автор, тому, что транслируется зрителю. В 2004 году по просмотру многих фильмов возникал вопрос: "Что это было?" И чувствовалось совершенно точно: того, что хотел автор, в результате не получилось. Здесь же в подавляющем большинстве картин были хотя бы внятно рассказанные истории. С огрехами, заимствованиями, вторичностью – это не важно, потому что речь идет о первых фильмах. Но - понятно, к чему все сделано. Это великая вещь, потому что именно такого нам сегодня не хватает в "большом" кино.
К основному конкурсу это тоже относится?
В основном конкурсе, кстати, внятности не всегда хватало. У нас конкурс получился очень разнообразный, и это большая радость. Эти режиссеры будут потом снимать и жанровое, и арт-кино. Единой тенденции нет. Это признак здоровья, между прочим.
Поэтому вы и дали призы таким разным фильмам?
Если посмотреть на трех наших лауреатов, то среди них мы увидим поэтический этюд на тему обыденной действительности "Рокоход"; фильм, снятый на острие актуального док.течения "Словно жду автобуса" - острый, беспощадный и при этом замечательно срежиссированный; и продолжение советских ценностей в кино – фильм "Мама", академическое, классическое кино, снятое с режиссерским темпераментом.
В основном конкурсе было много дебютов, то есть это тоже молодое кино. Чем, кроме внятности, эти фильмы отличаются от представленных в игровом конкурсе?
Естественно, когда дают деньги на большое кино, то команда там попрофессиональнее. В короткометражном кино работают те, кто только учится на операторов и т.д. При этом среди короткометражек были очень профессионально сделанные работы. Например, "Последний день Булкина И.С." Выяснилось, что там профессиональный оператор, который уже много всего снял и сейчас работает с Федором Бондарчуком как режиссер. Со звуком в обоих конкурсах было очень плохо, и звукорежиссура – одна из самых больших проблем в российском кино. В основном конкурсе самый лучший звук был у Лозницы – у нас с ним общий звукорежиссер. У Светланы Проскуриной совсем другая школа чувствуется. Весь звук записан в студии, а не на площадке, хотя звуковая картина все равно получилась цельная.
Во всем мире короткие фильмы снимают не только учащиеся, но и большие режиссеры. Правильно ли, что мы привыкли только к учебным короткометражкам?
Они все делают такие фильмы на заказ, под альманахи или акции. Состоявшиеся режиссеры практически не делают самостоятельные короткометражки. У нас альманахов сейчас тоже пруд пруди, одним из них открывался "Кинотавр". Я считаю, что конкурс короткого метра должен быть конкурсом дебютов, потому что "Кинотавр" - это площадка, которая должна давать путевку в жизнь.
Беседовал Сергей Сычев
/Интерфакс/