За ценой не постояли

Вера Глаголева в сознании массового зрителя никогда не ассоциировалась с режиссером игрового кино. "Одна война" - это хороший подарок ко Дню победы и хороший вопрос: "Кто кого победил?"

За ценой не постояли

Москва. 13 апреля. INTERFAX.RU - Вера Глаголева стала актрисой, воплотившей в себе тип современной женщины – ранимой и раненой, но вынужденной быть сильной и отгораживаться от жестокого мира маской холода и даже цинизма. Мало кто знал, что Глаголева уже несколько лет активно пробует себя в режиссуре, снимая мелодраматические истории о любви и ее крахе. Теперь, однако, все меняется, и после выхода фильма "Одна война" все будут воспринимать Глаголеву, как режиссера, тем более что в самом фильме она принципиально не играет ни одну из ролей, хотя вполне могла бы, учитывая специфику картины.

Сюжет "Одной войны" обращает нас к неизведанным сторонам Великой отечественной, которую мы еще в течение многих десятилетий будем открывать для себя заново. Действие происходит на небольшом островке на севере СССР. Это место временного заключения "врагов народа" - женщин, родивших детей от немецких оккупантов. Действие начинается незадолго до 9 мая 1945 года, когда к единственному охраннику этих женщин приезжает с континента начальник к новыми инструкциями в отношении оставшихся на острове шести женщин. Девятым мая оно и заканчивается, заключив в себе, насколько это возможно, всю драму людей, прошедших через войну. У каждой из матерей "фашистских ублюдков" своя правда о том, что с ней произошло, возраст и социальный статус этих женщин в довоенное время, а также личность того, что для каждой из них стал на время мужем, складываются, предлагает зрителю и героям непростые вопросы. Фильм полон гуманистического пафоса, мотивов всепрощения, толерантности, воли к жизни и т.д., что сделало "Одной войне" впечатляющую фестивальную судьбу, вплоть до призов на фестивалях мусульманского и православного кино. Постер к фильму мог бы быть усеян перечислением наград, среди которых самая распространенная и самая сомнительная – за женский ансамбль.

Вот здесь можно чуть подробнее. Фильм сделан безупречно с точки зрения режиссуры и операторской работы. Даже легкая затянутость и материал, который больше подошел бы короткометражке, не мешают "Одной войне" быть захватывающим, прочувствованным, серьезным высказыванием на тему не только войны, которая "одна на всех", но и отношения к людям вообще. Женщины и дети сакрализованы, и если бы не история человечества, мы бы ругали авторов за банальность этой мысли, но в свете того, с чем мы реально имеем дело в эпоху победившего человеческого разума, приходится приветствовать повторения сто раз говоренных мыслей все в новой форме. Фильм красиво снят, правильно выстроен драматургически, для него даже неудобно использовать словосочетание "женское кино", которым обычно оправдывают многочисленные недостатки. Не будем скоропалительно сравнивать этот фильм с "Восхождением" Ларисы Шепитько, но скажем, что "Одна война" вполне на уровне лучших современных российских картин, снятых о войне. Но вот актерская работа… Александр Балуев, как это почти всегда можно о нем сказать, почти безупречен, хотя и играет несколько замкнуто, будто не в сотворчестве с другими актерами, а сам по себе. С другой стороны, что тут удивляться? Михаил Хмуров, его главный партнер на фильме, был утвержден едва ли не перед самыми съемками.

Актрис же Глаголева принципиально подбирала "не засвеченных" - кроме Натальи Сурковой, ни одной известной в кино актрисы здесь нет. Но эффект достоверности этим создать не удалось. Во-первых, опять же, каждая играет сама по себе, так что отношения между героинями для зрителя в течение всего фильма остаются непроясненными. Во-вторых, у каждой из героинь был свой love affair с немцем, но только сыграть его актрисы оказываются неспособны, нам приходится удовлетвориться их рассказами, напрячь воображение и заставить себя поверить в то, что эти актрисы соответствуют тем женщинам, которых они должны играть. Пока они статичны, за них "играют" сюжет, драматургия, мизансцена, грим, но как только начинается пластика – очарование заканчивается и наступает тотальное недоверие, которое хочется подавить, потому что фильм хороший. В этом нет вины Глаголевой, просто кинематограф у нас сегодня таков: нет актрис, да и актеров маловато. Не от хорошей жизни Глаголева ищет новые для кинематографа лица: старые тоже не подходят, так может, хотя бы у этих получится? Поэтому одну из ролей получает дочь Глаголевой, балерина Анна Нахапетова. Поэтому Попогребский снимает режиссера Пускепалиса, а Вырыпаев ищет для "Кислорода" актрису за границей. Наше кино в тупике: кино без актеров, неигровое, мы снимать разучились, а для игрового нет кадров. Уже и технический персонал после стажировок в Голливуде стал более квалифицированным, уже и режиссеры появились профессиональные, а вот с актерами проблема все обостряется и обостряется. Это тоже одна на всех, общая война нашего времени. И, как в любой войне, поражение в ней терпит простой, мирный человек. Мы с вами, то есть.

Обозреватель Сергей Сычев

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });