Свой среди чужих
На экраны выходит самый популярный испанский фильм прошлого года. И, как самый популярный французский фильм прошлого года "Пророк", он также рассказывает о жизни и смерти за стенами тюрьмы
Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Только что устроившийся на работу в тюрьму Хуан (Альберто Амманн) приезжает осмотреться на новом месте службы. Случайно поранившись во время осмотра, он до прихода врача остается в пустующей камере, и именно в этот момент в тюрьме начинается бунт заключенных. Не имея возможности выбраться из этого ада, Хуан начинает успешно выдавать себя за одного из зэков и даже становится ближайшим соратником зачинщика бунта, головореза Маламадры (Луис Тосар). Смело оперируя иерархическими отношениями бунтовщиков и помогая им вести непростые переговоры с правительством, он постепенно переходит зыбкую черту, разделяющую его с заключенными. А непрофессиональные действия руководства тюрьмы только помогают Хуану еще глубже погрязнуть в этом конфликте, не оставив себе шансов не просто вернуться в нормальную жизнь, но даже элементарно остаться в живых.
"Камера 211" испанского режиссера Даниэля Монсона - безусловный фаворит последней премии "Гойя", главной национальной кинопремии Испании. Фильм был номинирован в 16-ти номинациях, то есть почти во всех, и выиграл в восьми из них, включая самые главные. И это свидетельство того, что испанцы увидели в этой тюремной драме больше, чем смогут увидеть в "Камере 211" зрители в России, потому что, несмотря на действительно прекрасный психологизм истории, она для них скорее всего останется не более, чем тюремной драмой. Например, почти наверняка мимо сознания нашего зрителя пройдет линия, связанная с баскскими террористами, которые во время бунта сами оказались в роли заложников и главных жертв заключенных. А неизбежное сравнение с другим популярным фильмом прошлого года на эту же тему - "Пророком" Жака Одийяра - скорее всего будет не в пользу "Камеры 211". Но, несмотря на все это, картина Даниэля Монсона заслуживает зрительского внимания, потому что в ней есть все необходимые ингридиенты, позволяющие держать внимание зрителя до самого конца, который тоже получился совсем не тривиальным.
Да, все самые лучшие моменты фильма Монсона связаны прежде всего со сценарием, написанным по одноименной книге испанского писателя Франциско Переса Гандула. Основная идея здесь, конечно же, заключена в том, как радикально может изменить жизнь человека за считанные часы совершенно нелепая случайность. Но и постепенное переворачивание с ног на голову хорошо известных миров - жизней вне и за стенами тюрьмы - сбивает с толку не меньше всего остального. Злые и агрессивные уголовники постепенно превращаются в благородных людей, способных отдать за тебя жизнь, тогда как тюремное начальство, действующее, естественно, от лица правительства, готово пожертвовать не только жизнями преступников, но и тех, кто находится по другую сторону решеток.
Актерский состав "Камеры 211" оставляет достаточно противоречивые ощущения - постоянно возникает ощущение того, что Луис Тосар, играющий главного злодея, слишком эмоционален для своего персонажа, а его партнер Альберто Амман наоборот не слишком брутален для того, чтобы сойти за того, за кого он себя выдает. Как и принято в подобных фильмах, живой интерес вызывают актеры второго плана. Кстати, одну из таких ролей здесь исполнил старший брат Хавьера Бардема, актер Карлос Бардем.
Обозреватель Артем Ушан
/Интерфакс/