Все-все-все и Хрущев
Фотовыставка "Никита Хрущев и его время" показывает советского вождя и десятки его лиц, а наравне с ним - страну и народ, которые переживают один из интереснейших периодов советской истории
Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - Освоение космоса, "оттепель", стихи и проза, за искусство и против него, пятиэтажки, целина и кукуруза. Все это времена Никиты Сергеевича Хрущева, первого секретаря ЦК КПСС. О его правлении все граждане нашей страны знают из учебников истории, рассказов и анекдотов. Московский дом фотографии же успешно возвращает облик советского вождя в рамках выставки "Никита Хрущев и его время".
Захватывая ранние годы жизни, еще те, дореволюционные, когда дети носили матроски, экспозиция последовательно демонстрирует нам основные этапы политической карьеры Хрущева в советские времена, добавляя к этому личного и общественного, жизни Советского союза в целом. Тематически сгруппированные фотографии здесь как страницы учебника: вот плачущие от счастья люди на улицах освобожденного от фашистов Киева, вот покорители целины, вот сияющая улыбка Гагарина, да, и космос у наших ног, вот строительство ныне уже практически снесенных пятиэтажек. Визиты Хрущева в США, Индию, приемы иностранных гостей в Москве. Период опалы: Хрущев больше не лидер, он просто старик, старик у себя на даче. Десятки лиц в одном: Хрущев то с пустым ничего не выражающим лицом рядом с партийными коллегами, политик, играющий на трибуне свою роль, вдруг он же, с совершенно детским лицом слушающий Ван Клиберна. От и до, от взлета до падения. До грустной дачной фотографии, где уже не надо смотреть в объектив, где просто курят и говорят. Где до конца остается совсем немного.
Отобранные для экспозиции фотографии прекрасно по десятилетиям отражают жизнь Хрущева, но выставка не только о нем - она и о народе. Том самом народе, который строил самый красивый метрополитен мира, побеждал на фронте, осваивал целину, боролся за урожай, участвовал в фестивале молодежи (ох уж эти красавцы из Новой Зеландии), шел по тогда полупустым московским улицам на работу. И еще о том народе, который в то же время не покорял ничего - он был лишен этой возможности. Вот бараки заключенных. И снова Хрущев, который осуждал репрессии, равно причастен к ним, если смотреть на все с точки зрения истории. Фотографии гонимых. Счастливые улыбки целинников оттеняются документами о венгерском восстании, вывешенными на стене наравне с фотографиями, восторженными письмами о Солженицыне, которые перемежаются возмущенными, брызжущими слюной. Помимо Хрущева, на снимках люди, которые станут известны всем - Вознесенский, Неизвестный, Пастернак, символы советской культуры середины XX века.
Когда проходишь полный круг по залу "Манежа", понимаешь, что выставка, посвященная Никите Хрущеву и его времени, получилась полноценной выставкой о стране и времени, живой материи, к которой отнеслись максимально бережно. Это вдох и выдох, один из ярчайших периодов развития Советского Союза, когда страна начала шевелиться, оживать. Насколько это происходило благодаря Хрущеву - это опять же повод для споров историков. Фотографии же лишь показывают, как шло время - от ужасов и страха войны к мирному времени, от радости "оттепели" к скепсису, от высадки кукурузы к вот этому тяжеловесному старому человеку, лицо которого уже больше не лицо партийца, балагура или политика, который успешно ездит по миру и участвует в геополитических переделах. Пожалуй, именно на последних фотографиях Хрущев становится обычным человеком. Ролей больше не осталось, власти тоже. Но осталась страна и народ, которые были до него и будут после.
Выставка продолжит работу до 10 марта в ЦВЗ "Манеж".
/Интерфакс/