Российский автопром на колесах GM
Сбербанк только недавно договорился о покупке 35% Opel, а правительство уже интегрирует его в концепцию отечественного автопрома. А "АвтоВАЗ" подумывает о выкупе доли GM в СП "GM-АвтоВАЗ"
Москва. 2 июня. IFX.RU - Американский автогигант General Motors (GM), который накануне подал заявление о добровольном банкротстве, поможет российскому автопрому. Разваливающийся концерн даст возможность российскому производителю встроиться в мировой рынок. Речь идет и о приобретении Opel, и о выкупе доли GM в СП "GM-АвтоВАЗ".
GM для "АвтоВАЗа"
Как сообщили "Интерфаксу" несколько источников, ОАО "АвтоВАЗ" намерено выкупить долю обанкротившегося автоконцерна в совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ". Дело в том, что таковы условия соглашения между двумя автостроителями.
В случае несостоятельности одного из основателей ЗАО "Джи ЭМ - АвтоВАЗ" другой получает преимущественное право на выкуп его доли. Волжский завод и GM владеют равными долями в СП - по 41,6%, оставшиеся 16,8% принадлежат Европейскому банку реконструкции и развития.
Однако ситуация на "АвтоВАЗе" такова, что покупать что-либо для него очень проблематично - концерну обещали господдержку в миллиарды рублей, чтобы тот не прекратил свое существование, но деньги он до сих пор не получил. Простым гражданам не совсем понятно, откуда возьмутся средства на покупку доли в СП, если снова не поможет правительство.
Источники "Интерфакса" тоже разошлись во мнениях относительно возможной сделки. "Нам надо его забирать (завод "GM-АвтоВАЗ")", - уверен один из собеседников агентства. Однако другой высокопоставленный источник в компании менее оптимистичен. "Все зависит от цены, условий, это будет обсуждаться, будем действовать по ситуации", - сказал он, добавив, что лишних денег на покупку у "АвтоВАЗа" сейчас нет. "Этот вопрос будет решаться в течение 10-15 дней", - уточнил собеседник.
При этом первый источник пояснил "Интерфаксу", что компании выгодно было бы получить долю GM, так как в этом случае появляется возможность выпускать Chevrolet Niva под лейблом Lada, сэкономив на выплате роялти, что снизило бы в конечном итоге стоимость автомобиля.
Он также добавил, что интерес кого-либо другого к доле в СП сомнителен хотя бы потому, что большая часть производственного процесса сосредоточена на площадке волжского автозавода, включая наиболее трудоемкую сварку кузовов, в то время как на "GM-АвтоВАЗ" осуществляется только сборка и покраска деталей. "С нашей стороны интерес очевиден", - подытожил собеседник агентства.
Тем временем премьер-министр РФ Владимир Путин выражает надежду, что предприятия General Motors продолжат работу в России, несмотря на сложную ситуацию, в которой оказалась компания.
Opel для Сбербанка
Еще одним выгодным приобретением от разваливающегося на части GM стало его европейское подразделение Opel. Напомним, на прошлой неделе альянс канадской Magna, российского Сбербанка при участии группы "ГАЗ" договорились о сделке. Сбербанк должен выступить финансовым гарантом и получить 35% акций. Magna претендует на 20% Opel, GM - на 35% и на 10% - работники завода.
Владимир Путин заявил, что покупка акций Opel должна сочетаться с общей стратегией развития российского автопрома. Об этом он сказал на встрече с главой Сбербанка Германом Грефом, главой Минпромторга РФ Виктором Христенко и исполнительным директором компании Magna International Зигфридом Вульфом.
"Сразу хочу сказать, что правительство РФ не принимает в этом (в сделке) прямого участия, но мы приветствуем работу Сбербанка в этой сделке", - сказал В.Путин.
Он напомнил, что Сбербанк является одним из крупнейших кредиторов российского автопрома, а Opel имеет один из самых крупных инжиниринговых центров в Европе. Он подчеркнул важность того, "как эта сделка, если она состоится до конца", отразится на российских потребителях и отечественных производителях, в том числе на компаниях с долей иностранного участия. В.Путин напомнил, что два завода компании Opel работают в России.
В свою очередь, глава Минпромторга РФ Виктор Христенко отметил принципиальную важность того, чтобы деятельность Сбербанка, как кредитора российских производителей, вписалась в нынешний сложный период, когда, возможно, потребуется реструктуризация тех или иных активов этих предприятий на территории РФ. "В этом смысле нам представляется, что сделка (по покупке акций Opel) может послужить именно этой цели: наиболее рациональной и эффективной реструктуризации отдельных активов российской автопромышленности в это непростое время", - сказал В.Христенко.
Г.Греф, присутствовавший на встрече, напомнил, что Сбербанк является кредитором таких российских автопроизводителей, как "ГАЗ", "КАМАЗ", "АвтоВАЗ" и фактически всего автопрома.
Интересно, что правительство хочет встроить Opel в свою стратегию, но ни копейки Сбербанку на сделку не дает. Об этом накануне рассказал глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что, конечно, правительство РФ положительно относится к приобретению Сбербанком части компании Opel, но специальной поддержки в этом оказывать из бюджета не будет.
В общем, как бы то ни было, крах General Motors принес пользу российскому автопрому. Может быть, если отрасли удастся пережить кризис, мы все-таки станем всемирно известной автомобильной державой не только потому, что наши машины входят в топ самых страшных в мире.