Важно
Путин заявил, что после ударов западными дальнобойными ракетами конфликт приобрел элементы глобального характера

АЕБ попросила правительство России не считать Швейцарию офшором

АЕБ попросила правительство России не считать Швейцарию офшором
Фото: Sean Gallup/Getty Images

Москва. 4 февраля. INTERFAX.RU - Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) попросила российское правительство не включать Швейцарию и ряд других европейских юрисдикции в "офшорный" перечень, принадлежность к которому владельцев российских компаний не позволит претендовать на господдержку с 2023 года.

С таким письмом глава АЕБ Тадзио Шиллинг обратился к вице-премьеру Алексею Оверчуку, тот поручил Минфину и другим ведомствам проанализировать этот вопрос. "Интерфакс" ознакомился с содержанием переписки.

Норма Бюджетного кодекса, ограничивающая получение госсубсидий и инвестиций компаниями с зарегистрированными в офшорах владельцами, сейчас увязана с перечнем государств с льготным налоговым режимом, не предусматривающих раскрытия данных о финансовых операциях. В конце 2021 года Минфин получил право расширять список "нежелательных" юрисдикций за счет формирования нового перечня - государств и территорий, которые используются для промежуточного (офшорного) владения активами в России. Министерство подготовило проект перечня и в него "помимо типичных офшорных юрисдикций, включены такие европейские юрисдикции, как Швейцарская Конфедерация, Республика Кипр, Ирландия и Черногория", описывает проблему Шиллинг.

"АЕБ выражает свою обеспокоенность данным подходом Минфина России, юридически закрепляющим статус "зон промежуточного владения", которые, несмотря на отсутствие офшорных целей и признаков, становятся "неполноценными" экономическими партнерами нашей страны", - написал гендиректор АЕБ вице-премьеру Оверчуку.

"Швейцарские компании и другие европейские инвесторы являются одними из крупнейших инвесторов в экономику страны, и доступ к государственным субсидиям и государственным инвестициям может иметь важное значение для их проектов в России", - отметил Шиллинг, указав также, что Швейцария является "местом расположения значительного количества штаб-квартир крупных, всемирно известных компаний, дочерние структуры которых оперируют в России".

"Швейцария никогда не рассматривалась как офшорная юрисдикция и исторически не использовалась для промежуточного владения российскими активами. Национальное законодательство Швейцарии не соответствует критерию "низконалоговой" юрисдикции", - подчеркнул он.

Глава АЕБ отметил также, что изменения подхода к определению "офшорных" территорий не обсуждались с бизнесом.

Он попросил правительство "организовать обсуждение с представителями бизнеса концепции проекта приказа Минфина России, критериев "зон офшорного (промежуточного) владения и рассмотреть вопрос об исключении европейских юрисдикций из указанного перечня".

Оверчук поручил Минфину, Минэкономразвития и Минпромторгу до 3 февраля рассмотреть обращение АЕБ и представить позицию в правительство (копия поручения есть в распоряжении "Интерфакса"). В секретариате вице-премьера не стали комментировать дальнейшую судьбу поручения.

Комментарий Минфина

"Вопросы, изложенные в письме АЕБ, в настоящий момент прорабатываются совместно с представителями ассоциации и бизнес-сообщества", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Минфина. В ведомстве напомнили, что в России для деофшоризации созданы специальные административные районы (САР) и создана возможность "переезда" (редомициляции) из иностранных юрисдикций в российскую.

"Бюджетным кодексом предусмотрен отлагательный срок начала действия обсуждаемых норм (с 1 января 2023 г.), предоставляющий время для принятия решений для российского бизнеса. При этом предусмотрена возможность принятия отдельных решений в рамках общего запрета, в том числе гарантирующих сохранение благоприятных условий функционирования в России бизнеса с швейцарским происхождением", - заявили в Минфине.

В министерстве подчеркнули, что включение Швейцарии в перечень государств, используемых для промежуточного владения, "не имеет отношения к вопросам налогообложения, налоговой политики России и двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения".

Комментарий Минэкономразвития

В Минэкономразвития подтвердили получение письма. "Обращение г-на Шиллинга требует анализа ситуации, который будет проводиться на площадке Минфина с участием деловых объединений", - сообщили в пресс-службе министерства. В Минпромторге не стали комментировать, сославшись на то, что ведомство не является ключевым по данному вопросу.

Интерес к возможному новому составу "офшорных" зон проявляет и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). На этой неделе в объединении прошло совещание, посвященное этому вопросу, сообщил близкий к РСПП источник. Официально комментировать позицию союза в пресс-службе РСПП не стали.

В ноябре в России был принят закон, ужесточающий условия получения господдержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций для компаний с зарегистрированными в офшорах владельцами. Если сейчас на господдержку не могут претендовать организации, которые на 50% и более прямо или косвенно принадлежат офшорным компаниям, то с 1 января 2023 года порог будет снижен до 25%. Кроме того, для определения "офшорности" со следующего года будет использоваться перечень государств и территорий, используемых для промежуточного владения. И уже сейчас, в проекте Минфина, он больше действующего перечня офшорные зон на 15 юрисдикций (57 против нынешних 42) и включает, например, Швейцарию, с которой РФ сейчас ведет переговоры о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения.

Новый перечень офшорных зон необходим для "деофшоризации собственности, а также в целях минимизации негативного влияния санкций в связи с уязвимостью реализации прав собственников промежуточного офшорного владения на производственные активы в Российской Федерации, в случае попадания владельцев офшорной компании в специальный черный список Минфина США", поясняло российское финансовое ведомство в пояснительной записке к проекту перечня. "Кроме того, утверждение перечня станет дополнительным стимулом для российского собственника (конечного бенефициара) по повышению прозрачности корпоративной структуры своего российского бизнеса и аккумулированию доходов на территории Российской Федерации", - рассчитывают в Минфине.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });