Автопром возьмут на буксир

Ситуация в российской автомобильной отрасли настоятельно требует очередной порции поддержки. Правительство РФ в понедельник может объявить о новых мерах по спасению автопрома, который продолжает конвульсировать. Между тем Toyota на неделю останавливает завод под Санкт-Петербургом из-за сложной экономической ситуации

Автопром возьмут на буксир
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 30 марта. IFX - Российский автопром, находящийся в кризисном простое, все никак не могут запустить. Предпринятых мер явно недостаточно, продажи стремительно падают, а вслед за ними и производство. Заводы останавливаются с завидным постоянством. Не спасают ни заградительные пошлины на старые иномарки, ни субсидирование процентных ставок на приобретение изделий как чисто российского, так и "полуиностранного" производства (отечественная сборка), не смог оказать существенной поддержки госзаказ. Российское правительство выделяет на поддержку автомобильной промышленности 70 млрд рублей и за государственными деньгами в очередь могут встать большинство предприятий отечественного автопрома.

Премьер Владимир Путин проведет в понедельник на "АвтоВАЗе" совещание "О реализации мер по стабилизации и оздоровлению ситуации в российской автомобильной промышленности". Основная цель совещания - обсуждение хода реализации уже принятых мер по поддержке российского автомобилестроения, выработка дополнительных шагов по стабилизации предприятий отрасли, сообщили "Интерфаксу" в аппарате правительства.

В совещании примут участие вице-премьер Игорь Сечин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр промышленности и торговли Виктор Христенко, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов, гендиректор госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Чемезов, председатель "Внешэкономбанка" Владимир Дмитриев, руководители крупнейших автомобилестроительных компаний России.

Есть что терять

Автомобилестроение - отрасль для России значимая. Она объединяет 556 предприятий страны, в том числе малых, на которых работают 447,5 тыс. человек. Кроме того, с автомобильной промышленностью тесно связаны смежные отрасли - металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, электроника.

Доля продукции автомобилестроения в 2008 году составила порядка 2% в ВВП страны, а доля в продукции обрабатывающих отраслей - 19,5%.

Россия по производству автомобилей в мире по итогам 2008 года заняла 12-е место (2,5% от мирового выпуска автомобилей), а по продажам - 5-е место. Объем инвестиций в основной капитал в 2008 году составил 57 млрд рублей (5,5% от объема инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности).

Как и другие отрасли промышленности, автомобильная ощутила на себе последствия мирового финансового кризиса. Так, в январе-феврале 2009 года произведено 65,1 тыс. легковых автомобилей (снижение к январю-февралю 2008 года составило 68,9%), в том числе иностранных марок 40,15 тыс. штук (-80,3%); грузовых автомобилей - 8,7 тыс. штук (-78,9%); автобусов - 2,4 тыс. штук (-76,8%).

Воз проблем

Одной из основных проблем, с которыми столкнулась сегодня автомобильная промышленность, стало снижение спроса на автомобильную технику в условиях снижения занятости, сокращения доходов населения и сворачивания механизма потребительского кредитования (с осени 2008 года наблюдается значительное сокращение спроса на легковые автомобили со стороны населения). В докризисный период в кредит приобреталось более 30 % легковых автомобилей.

Кроме того, в связи с сокращением грузоперевозок, а также ухудшением ситуации в сфере строительства, резко снизился спрос на грузовую технику и строительную технику на грузовых шасси.

Также у автомобильных предприятий возник дефицит оборотных средств.

В настоящее время на рынке отсутствуют краткосрочные кредитные ресурсы, которые возможно получить на приемлемых условиях. Часто ставка может достигать 25% годовых, что делает получение таких кредитов нерентабельным для предприятий отрасли, рентабельность которых в последние годы не превышала 7%. Автопром столкнулся с отсутствием долгосрочных кредитных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционных проектов по технологическому перевооружению и созданию новых производств.

Помогли, но мало?

Правительством уже принят ряд мер по стабилизации положения предприятий автомобильной отрасли, и началась их реализация. В частности, отдельным постановлением предусмотрено выделение 6 млрд рублей на возмещение части затрат по кредитам, полученным российскими организациями-экспортерами, а также 2,5 млрд рублей - на субсидирование части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным организациями автомобилестроения и транспортного машиностроения на технологическое перевооружение.

Также приняты решения по мерам таможенно-тарифного регулирования, направленным на защиту отечественных производителей автомобильной техники и техники специального назначения (повышены ставки ввозных таможенных пошлин на всю номенклатуру ввозимой автомобильной техники, включая бывшую в употреблении); предусмотрено выделение в 2009 году дополнительно 12,5 млрд рублей на закупку федеральными органами исполнительной власти автомобильной техники, производимой на территории РФ.

Кроме того, решено увеличить уставный капитал ОАО "Росагролизинг" на 25 млрд рублей, 5 млрд из которых пойдут на закупку автомобильной техники.

При условии софинансирования программы субъектами Российской Федерации в размере 10 млрд рублей субъектам Российской Федерации выделено 20 млрд рублей в целях обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники.

Помимо всего предусмотрено выделение в 2009 году 2 млрд рублей на субсидирование российским кредитным организациям выпадающих доходов исходя из 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам, выданным в 2009 году физическим лицам на приобретение бюджетных легковых автомобилей, произведенных на территории страны.

Принято постановление правительства о компенсации ОАО РЖД затрат на перевозки новых легковых автомобилей, произведенных на территории РФ, в Дальневосточный федеральный округ, которым предусмотрено выделение в 2009 году на эти цели 2 млрд рублей.

В ходе совещания планируется уделить особое внимание на решение проблемы дефицита денежных средств для текущих нужд и долгосрочных кредитных ресурсов в целях финансирования инвестпрограмм предприятий отрасли.

АвтоВАЗ

В ходе поездки в Тольятти Владимир Путин осмотрит производственную площадку "АвтоВАЗа". Надо сказать, что предприятие, когда-то гордость отечественного автомобилестроения, находится в очень сложном положении. Его главный конвейер из-за долгов перед поставщиками то останавливается, то запускается. Автозавод просит у правительства несколько десятков миллиардов рублей поддержки.

За январь-февраль 2009 года ОАО "АвтоВАЗ" в России продано 58,5 тыс. автомобилей марки Lada, что на 37% меньше аналогичного периода 2008 года. Произведено 29,5 тыс. автомобилей и машинокомплектов, что на 77% меньше аналогичного периода 2008 года. Выручка составила 9,8 млрд рублей, что на 58% меньше аналогичного периода 2008 года.

На предприятии работает более 103 тыс.человек из 700-тысячного населения Тольятти, средний уровень заработной платы составляет около 19 тыс. рублей в месяц на одного работника (без учета социального пакета). При этом на предприятиях социальной сферы ОАО "АвтоВАЗ" занято более 10% средней численности работников. Социальные обязательства работодателя, закрепленные в коллективном договоре, составляют 3,9 млрд рублей в год.

В целях сохранения социальных гарантий жителям Тольятти, правительство приняло решение передать на баланс муниципалитета объекты социального назначения принадлежащие "АвтоВАЗу". В этой связи из бюджета будет выделено 620 млн рублей, 310 млн рублей из которых будет направлено в виде субсидий, оставшаяся половина - в виде кредитов Самарскому региону.

А пока продажи катастрофически падают, АвтоВАЗ корректирует цены на весь свой модельный ряд 2009 года выпуска. С 30 марта отпускные цены будут в среднем повышены на 2,5%.

В то же время ''АвтоВАЗ'' снижает розничные цены на модели 2008 года в среднем более чем на 10%. Автомобили семейства Lada Samara потеряют в цене до 12,1%. Цены моделей семейств Lada Kalina и Lada Priora снижаются на 10,9% и 13,4% соответственно. Для моделей Lada 2105/210

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });