Кудрин оценил пользу бюджетного маневра
Согласно представленным в статье для "Ъ" прогнозам, маневр позволит добиться ежегодного дополнительного прироста ВВП от 0,5% до 1%
Москва. 24 апреля. INTERFAX.RU - Бюджетный маневр, который в Центре стратегических разработок (ЦСР) рассматривают как одно из основных условий перехода к устойчивому экономическому росту и ощутимому росту благосостояния граждан, позволит добиться ежегодного дополнительного прироста экономики от 0,5% до 1%, пишет глава совета ЦСР Алексей Кудрин в статье для вышедшей во вторник газеты "Коммерсантъ".
Более того, по оценкам Кудрина, при дополнительных институциональных преобразованиях в этой сфере прирост может составить до 1,5%. "Наши подсчеты показывают, что без повышения налогов можно произвести перераспределение средств бюджета, а именно постепенно, в течение шести лет, повысить на 2,3 процентного пункта (п.п.) ВВП расходы бюджета на три направления - образование (0,9 п.п. ВВП), здравоохранение (0,9 п.п. ВВП) и инфраструктуру (0,5 п.п. ВВП)", - отмечает экономист в публикации, озаглавленной "Переход от латания дыр к развитию"..
Именно эти направления расходования бюджетных средств, называемые производительными, считает глава ЦСР, позволят достичь консенсуса среди экономистов и обеспечить более быстрый рост экономики.
"Сегодня мы тратим на образование, здравоохранение и инфраструктуру около 11% ВВП в год, тогда как, например, в Европе средний уровень этих трат давно составляет 13,5-14%. Поэтому просто более эффективное расходование средств в прежних объемах в лучшем случае позволило бы добиться лишь точечных улучшений, но не качественного прорыва", - настаивает экономист.
Расчеты ЦСР показывают, что в реальном выражении предлагаемый бюджетный маневр означает "рост профильных государственных расходов к 2024 году на 60-70%, станет возможным переход от латания дыр к развитию".
"Системное увеличение госрасходов будет стимулировать бизнес к активному наращиванию собственных инвестиций в эти сферы - как в сотрудничестве с государством, так и самостоятельно. Будет еще больше дорог, портов, жилья, школ и больниц", - прогнозирует Кудрин. Это обеспечит, по его мнению, и доступность, и более высокое качество благ для граждан, а, значит, укрепление уверенности в будущем и политической стабильности.
По оценкам ЦСР, в ближайшие три года доходы федерального бюджета сократятся с 15,9% до 14,9% ВВП, а значит, и расходы снизятся - прогнозно с 18,0% до 15,7% ВВП. "В ценах 2018 года это означает выпадение более 2 трлн руб. Для сравнения: это почти полностью статья расходов "Национальная экономика" в ФБ-2017. Так как же финансировать бюджетный маневр?" - задается Кудрин вопросом в своей статье.
Увеличение налоговых ставок в течение ближайших шести лет нецелесообразно, поскольку сдерживало бы динамику экономического роста, поэтому глава Центра предлагает "завершить налоговый маневр в нефтяной сфере, который, упрощенно, заключается в отмене экспортных пошлин на нефть и переносе нагрузки на внутренний налог - на добычу полезных ископаемых (НДПИ)".
За счет этих мер бюджет выиграет примерно от 0,3% до 0,6% ВВП дополнительных доходов, убежден Кудрин, еще 0,3% ВВП можно получить за счет отмены ряда избыточных налоговых льгот и улучшения качества налогового администрирования.
Долю непроизводительных расходов на госуправление, оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, считает Кудрин, можно и нужно сократить на 1% ВВП. При этом по самому чувствительному направлению (армии и безопасности) необходимые решения уже приняты, потому что "в целом десятилетняя программа модернизации, по сути, завершена". Наконец, самый важный аргумент: на фоне роста экономики к 2024 году эти расходы все равно увеличатся в реальном выражении - на 10-15%.
По сути, заключает глава ЦСР, предлагается справедливый паритет: после шести лет роста непроизводительных расходов перейти к шестилетке повышения расходов производительных. "При этом общая прибавка к экономическому росту даст возможность обойтись без проигравших", - утверждает Кудрин в статье.