Глава Российско-Кыргызского фонда развития: Мы не ломаем банкам их бизнес, а развиваем

Кубанычбек Кулматов подтвердил готовность Фонда участвовать в межрегиональных проектах

Глава Российско-Кыргызского фонда развития: Мы не ломаем банкам их бизнес, а развиваем
Председатель правления РКФР Кубанычбек Кулматов
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - В ноябре 2014 года правительства Кыргызстана и Российской Федерации учредили Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР), меньше чем через год фонд выдал свой первый кредит. Фонд был создан и действует в целях содействия экономическому сотрудничеству между Кыргызстаном и РФ в связи с участием в Евразийском экономическом союзе. О первых итогах работы Фонда и его перспективах "Интерфаксу" рассказал председатель правления РКФР Кубанычбек Кулматов.

- Кубанычбек Кенешевич, более года прошло с момента официального старта работы РКФР, оправдали ли себя цели создания Фонда как инструмента поддержки бизнеса в Кыргызстане при участии страны в ЕАЭС?

- Конечно, Российско-Кыргызский фонд развития (РКФР) стал реальным финансовым инструментом для поднятия экономики страны. Что было раньше: было ограничение в финансах, в условиях ограниченных и дорогих финансовых ресурсов в республике бизнес был обременен высокими процентами, и, следовательно, экономической целесообразности размещения производств на территории Кыргызстана не было. Но с появлением Фонда финансовую сторону мы закрыли и смогли оживить финансовую ситуацию в стране, создать привлекательные условия для бизнеса и развития производств, потому что есть низкий процент, есть длинные деньги, под которые можно планировать свой бизнес. Кроме того, вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз предоставляет бизнесу 180 миллионный рынок. Эти два фактора, а также либеральное законодательство Кыргызстана и низкие издержки на ведение бизнеса, безусловно, делают республику привлекательной для локализации новых предприятий.

- А как отреагировал сам рынок на появление фонда, банковская система?

- Первоначально были очень долгие дискуссии по поводу того, Фонд развития - это банк развития или просто банк с дешевыми финансовыми ресурсами. Если бы мы пошли по пути банка, то стали бы конкурировать с банковской системой Кыргызстана. Мы отказались от этого. Сначала банкиры нам заявляли, что им не нужны наши деньги, но мы отвечали, что можем превратиться в банк и рефинансировать все кредиты, потому что весь кредитный портфель банков Кыргызстана составляет $1,2 млрд, а капитал фонда – $1 млрд. Но мы не стали конфликтовать, пытаться занять не свою нишу. В итоге и банки, и бизнес поверили в Фонд. Многие боялись, что сломаем банкам их бизнес, мы не сломали, мы, наоборот, их развиваем.

Основное отличие Фонда развития от банка заключается в том, что мы не преследуем цель получения максимальной прибыли и не финансируем все подряд. Наши проекты – это проекты развития. Поэтому основная задача Фонда – финансирование на льготных условиях проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий, а также поддержка импортозамещающих и экспортоориентированных производств. И эти принципы заложены в стратегию развития Фонда. С появлением Российско-Кыргызского фонда развития в стране созданы такие условия для развития, каких нет ни в одной постсоветской стране.

- Как повлиял экономический кризис на деятельность фонда, в странах – партнерах по ЕАЭС произошла девальвация валют, коснулись ли эти процессы работы Фонда?

- Действительно, мы ожидали большую инвестиционную активность российского и казахстанского бизнеса в республике в связи с созданием РКФР. Но, не смотря на кризис, у нас идет рост, рост кредитного портфеля РКФР, считаю, что именно в кризисный период, когда мы говорим о кризисе, это очень хороший показатель.

- Как сказалось ухудшение экономической ситуации на финансировании деятельности фонда со стороны учредителей?

- Учредители фонда правительства России и Кыргызстана, Фонд имеет статус международной организации, средства которого составляют $1 млрд. И российская сторона на 100% выполнила свои обязательства, были выделены $500 млн уставного капитала, и эти средства поступили в полном объеме, мы распоряжаемся ими для развития бизнеса в Кыргызстане.

- Как осуществляется взаимодействие с внутренними финансовыми институтами и что это за условия, о которых вы сказали?

- На сегодняшний день Фонд развития реализует проекты по двум направлениям: финансирование проектов малого и среднего бизнеса через банки, а также прямое финансирование проектов. Если на первом этапе в программе РКФР участвовали только два госбанка, то на сегодняшний день список участников нашей программы по поддержке малого и среднего бизнеса расширен до 10 банков и еще два банка подали заявки на участие. Через банки – партнеры можно получить финансирование малому и среднему бизнесу до $1 млн на срок до пяти лет под 5% годовых в долларах США или 12% годовых в сомах. Фондом по программе поддержки малого и среднего бизнеса выдаются средства банкам под 1%, они, в свою очередь, выдают заемщикам под 5%. С началом активной деятельности Фонда банки Кыргызстана получили дешевое фондирование, не внешнее, а именно внутреннее фондирование, за счет средств Российско-Кыргызского фонда развития. Банки и соответственно бизнес получили длинные и дешевые деньги.

- А крупные проекты?

- Второе направление деятельности Фонда - это прямое финансирование. Мы снизили процентную ставку для наших клиентов. Если до недавнего времени валютные кредиты крупным компаниям в долларах США выдавались Фондом под 7%, то мы сегодня выдаем под 4%. Средства выдаются Фондом на срок свыше 5 лет, и сумма кредита составляет более миллиона долларов. По этой программе Фонд выдавал средства на реконструкцию международного аэропорта "Манас" и аэропорта "Тамчы" на Иссык-Куле. В конце 2016 года запустился большой и крайне нужный Кыргызстану проект по восстановлению сахарного производства – это приобретение оборудования для сахзаводы "Кошой" и "Каинды кант", реализуются другие крупные проекты. Сейчас идет большая программа по сельскому хозяйству, именно промышленное сельское хозяйство с перспективой экспортных поставок на рынок ЕАЭС. Тут мы говорим уже об объединении фермеров в крупные хозяйства, работающие с осознанием потребностей рынка и соблюдением всех условия в области стандартизации, сертификации продукции.

Мы рассматриваем любой проект с перспективой его экспортных возможностей. И также изучаем потребности бизнеса, и разработали еще одни продукт - по поставкам в лизинг техники и оборудования.

На основе софинансирования проектов мы взаимодействуем с акционерными обществами с участием государства, это, например, в энергетическом секторе - распределительные компании, рассматриваем финансирование строительства малых ГЭС. Здесь мы плотно взаимодействуем с кыргызским правительством, при этом исходим из соблюдения базового требования об окупаемости таких проектов.

- Как осуществляется взаимодействие с внешними финансовыми институтами, привлекает ли фонд дополнительные средства из других финансовых источников?

- С точки зрения привлечения дополнительных средств мы начали очень интересный проект по взаимодействию с экспортными банками, такие финансовые институты есть в любой стране. Мы работаем с российскими Внешэкономбанком, Росэксимбанком, ведем переговоры с экспортными банками Венгрии, Турции, Индии, Польши. Уже подписали меморандум о сотрудничестве с Чешским экспортным банком о финансировании проектов из средств Чешского экспортного банка в Кыргызстане под гарантии РКФР. Фонд набирает пул проектов, высылает им, они рассматривают, выбирают и одобряют, предоставляют финансирование - проект начинает реализовываться. Финансирование проектов идет через комбанки, они обслуживают и ведут клиента, конечная ставка для клиента не превышает 4% годовых в долларах США. Фонд берет на себя необходимые гарантии возврата средств финансовым институтам. Помимо этого, Фонд привлекает в проекты средства таких крупных финансовых институтов, как Европейский банк реконструкции и развития, Евразийский банк развития.

- Возможно ли участие Фонда в крупных межрегиональных проектах, скажем на территории ЕАЭС?

- Согласно нашим учредительным документам, мы можем поддерживать только проекты, реализуемые на территории Кыргызской Республики. Но мы готовы участвовать в крупных межрегиональных проектах, особенно интеграционных, направленных на восстановление или создание новых кооперационных связей. Единственное условие –локализация такого проекта в Кыргызстане.

- Сколько фонд намерен инвестировать в 2017 году, какие основные задачи вы видите для дальнейшего развития Фонда?

- Фонд ставит задачу стать катализатором инвестиций в Кыргызстан. Нам сегодня нужно, чтобы в нас поверили международные финансовые институты, и мы могли бы привлекать дополнительные средства в экономику республики. Для этого нам необходимо получить международный рейтинг. Рейтинг даст Фонду международное признание нашими партнерами, в том числе экспортными банками. И мы займемся этой работой в ближайшее время.

Нужно сказать также, что уже сегодня мы стали реальным игроком на рынке, мы создали конкуренцию среди банков, а коммерческие банки Кыргызстана больше не похожи на ломбарды, у них есть возможность получения дешевых и длинных денег у Фонда и они ищут клиентов, конкурируют в борьбе за них. В итоге снизилась ставка по кредитам на рынке республики и это позитивный сигнал для бизнеса.

Фонд в своей деятельности выбрал для себя 4 основных направления: сельское хозяйство и легкая промышленность, где есть реальный мощный потенциал, и мы можем в самом срочном и быстром порядке что-то сделать; машиностроение и приборостроение - нам нужны продукты, которые будут давать высокую добавленную стоимость. И еще одно важное направление - инфраструктура городов и населенных пунктов. Проекты, связанные с городами и населенными пунктами, попытаемся осуществлять на основе государственно-частного партнерства, о чем так много говорит правительство Кыргызской Республики. В 2017 году мы планируем довести объем выдачи средств бизнесу на сумму до $250 млн. При этом наша задача сейчас – не только использовать собственный капитал, но и привлечение дополнительных средств в экономику республики из других финансовых институтов. На один собственный доллар мы должны привлечь максимально возможный объем дополнительных инвестиций в страну извне. И это направление деятельности будет для нас одним из ключевых в ближайшее время.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок