2008: Вперед - в прошлое, или Old-Fashion Banking

В новейшей истории банковского дела России теперь все делится на "до" и "после" сентября 2008 года. После даже такой банкирами афоризм, как "деньги любят тишину", потерял актуальность - "тишина" настала сама собой, потому что исчезли деньги

2008: Вперед - в прошлое, или Old-Fashion Banking
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 27 декабря. INTERFAX.RU - Когда банкиры будут вспоминать 2008 год, они будут делить его на два периода - до сентября и после. Если "до" они еще взахлеб рассказывали о планах нарастить кредитование и увеличить в разы прибыль, то "после" дружно советовали забыть о росте активов и рентабельности, лишь бы выжить. Даже такой любимый банкирами афоризм, как "деньги любят тишину", потерял актуальность - "тишина" настала сама собой, потому что исчезли деньги.

Трансформация мировой банковской системы, а вместе с ней и российской - неизбежна, твердят в унисон эксперты.

Уже в конце ноября первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев говорил, что банковская система на пути к old-fashion banking (старомодной, традиционной системе банковских операций). По его словам, банки возвращаются к этой модели и будут заниматься в большей степени классическим кредитованием и привлечением депозитов, ориентируясь на оценку рисков и в меньшей степени - на производные инструменты.

"Всему банковскому сектору придется осознать, что мы живем в реальном материальном мире", - сказал первый зампред Центробанка, предложив вспомнить альбом "экс-битла" Джорджа Харрисона - Living in material world.

СТРАШНЫЙ СОН БАНКИРА

Президент банка "Возрождение" Дмитрий Орлов: "Нужно опасаться невозврата кредитов, которые могут возникнуть даже при хорошем качестве портфеля. Возникнут сложности и с реализацией активов, находящихся в залоге в связи со снижением их стоимости. Если бы банки сохранили хотя бы текущие объемы кредитных портфелей - это было бы идеально".

Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин: "Большую опасность для российских банков представляет ухудшение качества активов. Это связано не с плохой деятельностью банков, а с тем, что кризис ликвидности вызывает напряжение в работе наших клиентов, которые не могут вовремя возвратить кредиты, это касается как субъектов Федерации, так и достаточно успешных компаний".

Президент Московского кредитного банка Роман Авдеев: "Если серьезно, то следующий год будет годом вопросов, связанных с оценкой рисков, которые несет качество кредитного портфеля. Но страшный сон мне периодически снится - о том, что меня вновь забрали в армию в стройбат, где я уже служил, - просыпаюсь в холодном поту. Если меня опять не заберут в армию, то все остальное - это рабочие моменты". МКБ очень оптимистичен в прогнозах роста кредитного портфеля - ждет его на уровне 50%.

Президент-председатель правления ВТБ 24 Михаил Задорнов: "Мне страшные сны не снятся. Рентабельность в следующем году будет на уровне нуля - но это не страшный сон, это реальный. Даже если останется 300 банков - это тоже не страшно". Банк запланировал на следующий год рост кредитного портфеля на уровне 20%, столько же хочет привлечь во вклады.

Председатель правления Абсолют банка Николай Сидоров: "Страшный сон - это, на мой взгляд, рутина, постоянный "день сурка", когда каждый день похож на предыдущий. Для любого менеджера такой застой губителен. А кризис, несмотря на все его минусы, это хорошая встряска, которая позволяет нам взглянуть на происходящее другим глазами, импульс к дальнейшим изменениям и улучшениям, качественному росту. Поэтому для меня страшный сон - это застрять в одном дне, пусть даже одном из самых благополучных".

Президент-председатель правления Сбербанка России Герман Греф: "Не нужно пугать друг друга каким-то черным будущим, это один из кризисов, которые уже встречались, и которые еще будем переживать. К сожалению, экономика циклична, и, попав в отрицательный цикл, всегда надо помнить, что эта черная полоса закончится, она не бывает очень длительной". Прогноз роста активов - не менее 15%.

Председатель правления Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Сергей Зайцев: "В России банкиры такие закаленные, что уже ничего не может ввергнуть их в ужас". Банк в 2009 году не ждет роста кредитного портфеля.

Президент Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Дмитрий Титов: "Ухудшение активов - это самая главная проблема следующего года. Мы будем пристально наблюдать за ситуацией и вводить "ручное управление" там, где это касается наших активов".

"Спасть спокойно" банкиры смогут в случае реализации идеи по созданию специального фонда, который займется скупкой проблемных активов у банков, которые "подпортят" их балансы. Обсуждаются разные модели: это может быть новая структура, скупать активы может и Внешэкономбанк, у которого нет банковской лицензии, а значит, и обязательств перед ЦБ РФ соблюдать нормативы. Речь может идти в том числе о выкупе у банков определенного класса кредитов, по которым будет рост "просрочки". Есть также идея скупать у банков неликвидные активы, которые временно упали в цене. По мнению ряда банкиров, вопрос о такой структуре неизбежно встанет в следующем году.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Центробанковская сила

Сентябрь стал тем месяцем, когда все участники рынка всерьез осознали, что России не удалось остаться "тихой гаванью" в бурном океане мирового финансового кризиса. И первые "корабли" пошли на дно уже в середине сентября.

По своим обязательствам перед клиентами на рынке биржевого РЕПО не смогли расплатиться Связь-банк (РТС: SVZB) и инвестиционный банк "КИТ Финанс". Первого "спас" Внешэкономбанк (ВЭБ), купив 100% акций банка, а второй, получив деньги для расчетов по обязательствам от Газпромбанка, достался в "нагрузку" компании "АЛРОСА" и РЖД. В обоих случаях финансовую поддержку оказал Центробанк.

Разрядило обстановку, связанную с дефицитом ликвидности, выделение трем госбанкам - Сбербанку РФ, ВТБ и Газпромбанку - около 120 млрд рублей (60 млрд рублей на поддержку рынка биржевого РЕПО и 60 млрд рублей - рынка МБК).

Позднее Банк России и вовсе пошел на беспрецедентные меры, согласившись давать банкам кредиты без обеспечения на срок до полугода, а затем и до года, и также компенсировать кредитным организациям часть возможных убытков на рынке МБК в случае отзыва у контрагента лицензии.

Первые аукционы по предоставлению банкам кредитов без обеспечения прошли в октябре. Доступ к ним получили более 120 банков, имеющих соответствующие рейтинги международных и национальных агентств. На конец декабря банки выбрали 50% лимита ЦБ по таким кредитам, заняв на аукционах более 1,7 трлн рублей из возможных 3,5 трлн рублей.

Гарантии от Центробанка для работы на рынке МБК получили 10 банков, которые регулятор отобрал по величине собственного капитала и рейтингу. В этот список попали Райффайзенбанк, Сбербанк России, МДМ-банк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-банк, ЮниКредит банк, Росбанк и банк "Уралсиб".

Эти меры, по оценкам экспертов, разрядили ситуацию с ликвидностью. По оценке депутата Госдумы, члена Национального банковского совета Павла Медведева, более 300 банков получили лимиты от банков, подписавших соглашения с ЦБ РФ о компенсации возможных убытков на МБК. "300 банков - эта почти вся "живая часть" российской банковской системы, которая активно работает", - считает он.

Чтобы помочь банкам справиться с кризисом, Центробанк пошел дальше. Он разрешил банкам изменять учет ценных бумаг, чтобы банки смогли минимизировать потери по этому портфелю. Для ряда банков это будет серьезной прибавкой к прибыли.

Денежный ВЭБ

В начале октября правительство выделило на поддержку банковского сектора до 950 млн рублей в виде субординированных кредитов. В первую очередь поддержку получили госбанки.

Сбербанку России субординированный кредит на 500 млрд рублей предоставил его основной акционер - Банк России. "Проводником" еще 450 млрд рублей, выделенных на эти цели из Фонда национального благосостояния (ФНБ), стал Внешэкономбанк (ВЭБ). Из этих средств ВЭБ выдал 200 млрд рублей предназначенных ВТБ и 25 млрд рублей - Россельхозбанку.

Субординированные кредиты выдаются банкам под 8% годовых на срок до 31 декабря 2019 года (при этом может быть использован механизм приобретения ВЭБом облигаций и еврооблигаций банка-получателя).

Оставшиеся банки могли рассчитывать на получение кредита только при условии внесения средств учредителями кредитной организации, а также при наличии соответствующего рейтинга долгосрочной кредитоспособности рейтингового агентства. Размер кредита ограничен 15% от величины собственного капитала банка.

Получателями первых субординированных кредитов на определенных законом условиях в начале декабря стали Альфа-банк (10,2 млрд рублей), Номос-банк (4,9 млрд рублей), Ханты-Мансийский банк (2 млрд рублей). Привлечь кредит ВЭБа также хотели Газпромбанк, банк "Уралсиб", Транскредитбанк, Промсвязьбанк, Банк Москвы, банк "Санкт-Петербург".

Через ВЭБ правительство решило спасать и "дорогие сердцу" активы, которые могли уйти иностранным банкам по прозвеневшим margin call. ВЭБу предоставили право рефинансировать внешние долги российских компаний и банков, чтобы сохранить заложенные по кредитам и падающие в цене активы.

На эти цели ЦБ РФ разместил в ВЭБе депозиты на $50 млрд до конца 2009 года под LIBOR+1%. ВЭБ мог выдавать кредиты на рефинансирование задолженности минимум под LIBOR+5%, правда, к концу декабря было принято решение поднять цену рефинансирования ВЭБа до LIBOR+8%, чтобы простимулировать заемщиков на поиск других источников для погашения долгов. Размер рефинансируемых компанией или банком обязательств в ВЭБе не может превышать $2,5 млрд.

Статистически до конца этого года банки и компании РФ должны были погасить порядка $40 млрд, в 2009 году - примерно $80 млрд.

Средства для рефинансирования в этом году получили "РусАл", "Альфа-групп", Evraz Group, группа "ПИК", "Газпром нефть" и пока единственный банк - ВТБ.

ФБК оценивало финансовые затраты на преодоление кризиса в России на начало ноября в 6 трлн рублей, или 13,9% объема прогнозного ВВП на 2008 год.

Сделка года: тандем Кима-Попова

До 2008 года российский банковский сектор только диву давался, с какими коэффициентами к капиталу продавались активы на этом рынке. Успевшие продать свой бизнес банкиры, видимо, только теперь осознали, что все-таки тогда "не продешевили". На котировки акций банков, которые провели в 2007 году успешные на тот момент IPO - ВТБ и Сбербанк, без слез теперь не взглянешь - они потеряли 75% стоимости и торгуются в 4 раза ниже цены размещения.

В текущем году рынок "потрясли" лишь две сделки на рынке слияний и поглощений - в марте британский банк Barclays купил Экспобанк за $745 млн, а в июне кипрский Bank of Cyprus заплатил за 80% Юниаструм банка $576 млн.

Зато на этот раз отличились местные знаменитости - в начале декабря о создании банковского холдинга с капиталом 72 млрд рублей и активами 523 млрд рублей объявили небезызвестный банкир Игорь Ким (совладелец УРСА банка) и Сергей Попов, которому после раздела активов с Андреем Мельниченко достался один из крупнейших частных банков - МДМ-банк.

И.Ким уверял, что идея объединения пришла в голову ему и С.Попову одновременно. "Она возникла в воздухе и посетила одновременно нас обоих", - говорил он.

Объединение - для банков это теперь способ выжить, комментируют аналитики и пророчат массу подобных сделок в следующем году. А возможностей "умереть" в следующем году у банков будет предостаточно.

Главная угроза - это нехватка капитала в связи с досозданием резервов на возможные потери по кредитам, качество которых резко ухудшается из-за неплатежеспособности клиентов. Особой прибыли в следующем году банкиры не ждут, и создавать резервы придется за счет капитала. По разным оценкам экспертов, рост "плохих" активов в 2009 году может составить от 10% до 20%.

"Стресс-тесты по кредитным рискам не очень хорошие, но смерти не видно", - успокаивает первый зампред Банка России Геннадий Меликьян. Центробанк уже пошел на временное послабление для банков в политике резервирования, изменив оценку кредитного риска по ссудам. Но, по словам, первого зампреда ЦБ РФ, если банки воспользуются этим правом в полном объеме - будет не совсем правильно для них.

Кто на санируемого?

АСВ в конце октября в рамках принятых правительством мер по стабилизации финансовой системы получило полномочия по финансовому оздоровлению банков, испытывающих проблемы. На эти цели государство выделило агентству 200 млрд рублей. На середину декабря на санацию банков АСВ направило свыше 70 млрд рублей, в том числе порядка 6,4 млрд рублей - из бюджета, остальные средства дал Центробанк в виде кредитов без обеспечения.

За два месяца АСВ подключилось к "спасению" 15 банков. Из них в отношении 9 банков уже подписаны соглашения с инвесторами: Русский банк развития (Москва) купила финансовая компания "Открытие", банк "Потенциал" (Жигулевск) был приобретен банком "Солидарность", владельцем Свердловского губернского банка (СГБ-банк, Екатеринбург) стала группа "Синара", Газэнергобанк (Калуга) и "Банк24.ру" (Екатеринбург) были куплены Пробизнесбанком, владельцем Нижегородпромстройбанка стал Саровбизнесбанк, Бинбанк стал акционером Башинвестбанка (Уфа), банк "Нижний Новгород" был приобретен Промсвязьбанком, банк "Северная казна" (Екатеринбург) достался Альфа-банку.

На стадии подписания находятся соглашения о покупке банка "Тарханы" (РТС: TRHN) (Пенза) Морским банком и банка "Союз" - структурой "Газпрома" (РТС: GAZP). Предполагается, что инвестором для "Союза" станет Газэнергопромбанк, который уже купил при поддержке ЦБ РФ Собинбанк, или акционер Газэнергопромбанка - "Межрегионгаз". В перспективе не исключено объединение приобретенных банков.

Часть активов и обязательства перед физлицам трех банков, попавших на санацию АСВ, были переданы здоровым кредитным организациям. Обязательства и часть активов банка "Электроника" получил Национальный резервный банк (НРБ), банка "Московский капитал" - Номос-банк (РТС: NMOS), обязательства и ипотечный портфель Московского залогового банка достались Банку Москвы.

Для банка ВЕФК, который первым попал на санацию АСВ, агентство пока так и не нашло инвестора.

Стать инвестором проблемного банка или нет - палка о двух концах. С одной стороны, цена символическая и поддержка госденьгами, а с другой - шанс нарваться на "дыры" в балансе и подпортить себе показатели.

АСВ прогнозировало, что на санацию может попасть 20-40 банков. "Этот прогноз остается - хотя мы приблизились к цифре 20, но дальше темпы передачи банков будут спокойнее. Этот месяц мы действительно работали с колес", - говорил гендиректор АСВ Александр Турбанов в конце ноября. Он пояснял, что, принимая решение, "спасать банк или нет", агентство смотрит на социальную и экономическую значимость банка для региона, в том числе на объем вкладов населения и масштабы кредитования реального сектора экономики. Пока АСВ отказалось от "спасения" пяти банков.

Хроники событий
Инфляция в РоссииИнфляция в России35 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне11 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии126 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });