Мусор: вторая жизнь

До 26 сентября все субъекты РФ должны были представить схемы утилизации мусора. "Интерфакс" выяснил, как сейчас в России поступают с отходами и что собираются сделать.

Мусор: вторая жизнь
Фото: ТАСС, Руслан Шамуков

Москва. 27 сентября. INTERFAX.RU - До 26 сентября каждый субъект РФ должен был разработать и утвердить в Росприроднадзоре территориальную схему размещения отходов, которая начнет действовать с 2017 года. Схема должна включать все объекты по утилизации мусора в регионе и показать, куда отправится содержимое каждого бака из каждого двора.

Соответствующие поправки к 89-му федеральному закону "Об отходах производства и потребления" были приняты еще в 2014 году. Однако постановление правительства, обязывающее создать такие схемы, появилось лишь в апреле этого года – таким образом, у регионов было полгода на выработку программ.

Как сообщили в "Гринписе", на вечер понедельника территориальные схемы были приняты лишь в пяти из 85 субъектов России: Москве, Воронежской, Ростовской и Тюменской областях, а также в Ставропольском крае. Большинство же регионов, хотя и не справились с задачей в срок, начали над работу над ней. Программы находятся на разной степени готовности: в некоторых областях они будут готовы осенью, другие субъекты РФ еще даже не нашли подрядчика.

Экологи считают, что предписание правительства дает надежду изменить подход к утилизации отходов в России: вместо утверждения существующих способов обращения с мусором, прежде всего его захоронения на свалках, в регионах может быть введена переработка отходов. Ранее "Гринпис" даже составил рейтинг регионов, основанный на том, как губернаторы решают вопрос с мусором.

"Интерфакс" решил разобраться, как в России сейчас поступают с бытовыми отходами и какие существуют перспективы их утилизации.

Способы утилизации отходов

Каждый россиянин, по данным "Гринписа", выбрасывает в среднем 400 килограммов мусора в год. Из отходов, который все жители России производят за этот промежуток времени, можно было бы построить башню шириной метр на метр до Луны, подсчитали в экологической организации.

Самым лучшим способом обращения с отходами является даже не их переработка, а повторное использование – так, условный радиоприемник, когда он надоел своим владельцам, не отправляется на цветмет, а разбирается и затем собирается в новый приемник. Такой способ обращения с отходами назван приоритетным в закрепленной в России госполитике, однако для ее реализации, как отмечают в "Гринписе", нет никаких условий.

В настоящее время почти весь мусор в России – это 94%, по данным экологической организации, – отправляют на захоронение на полигоны. Каждый год территория под свалки в стране увеличивается на площадь, равную Москве и Санкт-Петербургу вместе взятым, сообщают в "Гринписе". Мусорные свалки в России уже занимают территорию вдвое больше Швейцарии. Такой способ обращения с отходами не только требует все новых площадей, но и отравляет воздух и сточные воды.

Другим способом утилизации мусора являются мусоросжигательные заводы (на них в России, согласно "Гринпису", отправляются 2% отходов). Однако даже в странах, где действует раздельный сбор мусора, при сжигании из него высвобождаются токсины, в том числе диоксины, которые вызывают рак и мутации. В России же на такие заводы из-за отсутствия переработки попадут и батарейки, аккумуляторы, медикаменты, лампы с ртутью и другие предметы, при сжигании которых образуются опасные вещества.

Экономическим обоснованиям для строительства мусоросжигательных заводов является выработка на них энергии. Однако с критикой этого аргумента выступает эксперт токсической программы Гринпис России Алексей Киселев.

"Руководство завода после строительства просит у властей разрешения продавать выработанную на нем энергию, цена которой в 5-7 раз выше рыночной, по выгодному ему тарифу, просит субсидии, что в результате выливается в повышение тарифа для населения. Но главное: зачем строится дорогая грязная генерирующая мощность в стране, где избыток энергопроизводства 20%? У нас мощностей уже больше сейчас, чем мы потребляем", - говорит Киселев.

Решать вопрос с отходами с помощью строительства мусоросжигательных заводов собираются в Татарстане. В предоставленной Москвой территориальной схеме также упоминаются все три имеющихся в городе мусоросжигательных завода, два из которых ранее были закрыты как нерентабельные.

Третий способ утилизации отходов – их переработка.

В России сейчас перерабатывается лишь 4% мусора. Для сравнения, в Европе средний уровень переработки превышает 40%, а в некоторых странах доходит и до 65%, рассказали в "Гринписе".

Раздельно собранные, а затем попавшие в переработку отходы обретают вторую жизнь. Так, из старых шин получается покрытие для детских площадок, из макулатуры – коробки, журналы, упаковки, из пластиковых бутылок – новые пластиковые бутылки, а также спортивные куртки, тазики, каски. Собрав 23 тысячи алюминиевых банок, можно построить спортивный самолет.

Мусор – это бизнес

Но куда пойдут рассортированные товары? Не отправятся ли заботливо собранные жителем условной Костромы и разложенные по разноцветным ящиками отходы на одну общую свалку?

Социальный миф о том, что в России нет условий для переработки мусора и что раздельно собранные отходы затем сваливают вместе, комментируют на заводе "Пларус". Предприятие по переработке пластмасс, а именно ПЭТ (чаще всего он встречается потребителям в виде пластиковых бутылок), работает в подмосковном Солнечногорске с 2009 года. Здесь бутылки сначала сортируют по цвету, потом моют и режут на хлопья, после чего переплавляют в гранулы, из которых можно снова делать бутылки (а также каски, тазики, пленку, шпагат, плитку и т.д.). Технология под названием "бутылка в бутылку" есть только на этом заводе, единственном в России, хотя предприятий по переработке пластмасс в стране десятки.

На "Пларусе" рассказывают, что главная его проблема – нехватка сырья. В настоящее время объемы переработки на заводе составляют 1800 тонн в месяц при максимальных мощностях в 2500 тонн. Предприятие вынуждено закупать сырье, пластиковые бутылки, из нескольких регионов. Их привозят сюда и частники, в том числе закупающие их у дворников, которые тайком перебирают мусор, делая таким образом свой маленький бизнес (за один килограмм сданных бутылок на заводе платят 30 рублей).

Значительную долю поступающего на завод сырья привозят со свалок, где бутылки отбирают специальные сортировальные машины.

Однако в защиту раздельного сбора мусора потребителями, а не сортировки машинами на полигоне, выступают и сотрудники завода, и экологи. Так, на "Пларусе" жалуются, что какими бы совершенными ни были технологии, на этапе сортировки необходим ручной человеческий труд, которого потребовалось бы стал значительно меньше, если бы бутылки не соприкасались с землей.

Хотя продукция "Пларуса" (прежде всего так называемые преформы, из которых затем делают бутылки) пользуется спросом, завод убыточен.

"Если бы в России ввели раздельный сбор мусора, и у нас было бы достаточно сырья, мы бы сразу могли открыть несколько заводов по стране, у нас накоплен достаточный опыт, мы владеем технологией переработки, - рассказывает коммерческий директор предприятия Светлана Яковлева. - Мы готовы делиться этим опытом и с властями, рассказывать им про переработку".

Всего в России производят 550 тысяч тонн ПЭТ в год. Из них в настоящее время перерабатываются 100 тысяч тонн, хотя суммарных максимальных мощностей уже сейчас хватило бы на 170 тысяч тонн. Остальные товары из ПЭТ, прежде всего бутылки, идут на свалки, где будут разлагаться сотни лет.

Переработай это

Когда говорят о переработке, речь идет не только об одном виде пластика или только о пластике. Так, по подсчетам компаний, занимающихся перевозкой отходов, рентабельна переработка половины мусора – и желающих заработать "грязные деньги" много.

"Заготовителей очень много по стране, это выгодно, такие предприятия приносят определенную копеечку. Я знаю предпринимателя, который ставит за свой счет контейнеры, сам их обслуживает, и получает доход", - рассказывает Киселев.

Но раздельный сбор приносит прибыль не только бизнесменам, которые его перерабатывают, но и тем, кто его производит – собственно простым жителям. Так, сборы за утилизацию мусора для них будут ниже, так как они частично окупаются сданными в переработку материалами, а со временем раздельный сбор отходов может приносить и прибыль.

Программы по переработке мусора, часто организованные местными бизнесменами или экологами, уже работают по всей России. Например, одно из предприятий в городе Арамиль Свердловской области покупает найденные в отходах смешанные полимеры разных типов и делают из них скамейки. Раздельный сбор организуется предпринимателями, например, во Владимире и Вологде.

В Москве инициатив больше: некоторые спортивные клубы сдают стаканчики на переработку, контейнеры для раздельного сбора мусора появляются во дворах, у входов в супермаркеты (например, у "Азбуки вкуса") - сейчас, по словам представителей "Гринписа", процесс "очень активно идет". Подробную, хоть и не всегда точную карту пунктов раздельного сбора мусора в столице экологи ранее опубликовали на своем сайте.

В Солнечногорске, а с недавнего времени и в Москве, "Пларус" вместе с Coca-Cola начал проект "Дай бутылку вторую жизнь" - в его рамках по всему городу стоят сетки, в которые можно скинуть бутылки.

"Проблема в том, что контейнеры ничейные. Никто за них не отвечает, в том числе и местные власти, а мы же не можем следить за ними. Из-за этого иногда бывает так: был контейнер, а потом вдруг исчез. Может, кто-то решил к себе на дачу забрать, вдруг пригодится там. Но мы продолжаем эту программу и верим, что она даст результат, что если жители сочтут ее полезной, они сами, возможно, не дадут кому-то унести контейнер", - рассказывает Яковлева.

Но эта проблема, как и многие другие – например, нехватка у россиян данных о раздельном мусоре (не все знают, что упаковки Tetra Pak нужно сдавать отдельно, одноразовые стаканчики для кофе, капсулы для кофе-машин и бутылки из-под автохимии не перерабатываются, а пластиковые бутылки перед выбросом надо сплющивать) – второго порядка.

400 килограммов в год, помноженные на 140 миллионов жителей, дают устрашающие цифры, и со всем этим мусором что-то надо делать. В "Гринписе" для начала предлагают, например, написать губернатору своего региона петицию с просьбой ввести в нем раздельный сбор мусора.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });