Запах кризиса для автодиллеров
Финансовый кризис отразится на российских автодилерах в полной мере только в следующем году, хотя в регионах ситуация уже сейчас близка к критической
Москва. 21 ноября. INTERFAX.RU - Международный финансовый кризис отразится на российских автодилерах в полной мере в 2009 г., но в регионах ситуация близка к критической уже сейчас. Такое мнение высказал генеральный директор официального дилера Audi - компании "Ауди центр Таганка" Владимир Моженков на конференции "IX Автофорум 2008" в Москве в пятницу.
"Сейчас еще не кризис, а только запах кризиса, кризис поймем в 2009 г., а выживать будем в 2010 году", - прогнозирует он предстоящее положение российских автодилеров.
Между тем, по его словам, ситуация у региональных компаний уже близка к критической, прежде всего, из-за того, что кредитные ресурсы там стали практически недоступными. "Банки в регионах предлагают кабальные условия, подняли там ставки до 20-25% по автокредитам", - сказал он, добавив, что раньше ставки на столичном рынке составляли 9-12%, а теперь достигают 16-18%.
Он сообщил, что в течение 9 месяцев текущего года каждый второй клиент компании покупал новый автомобиль с привлечением кредитных средств, среди покупателей машин с пробегом к этому ресурсу обращались 4 из 10 клиентов. "Теперь же с большим трудом удерживаем каждого третьего, вектор - отрицательный, тенденция - негативная", - сказал Моженков. При этом он отметил, что банки, получая от государства дешевые кредиты, оставляют эти деньги у себя. "Я знаю одного банкира, который получил на межбанке 1 млрд рублей, он взял и отправил эти деньги на депозит вместо того, чтобы выдать кредиты", - сказал специалист.
Он также прогнозирует, что кризис затронет всех дилеров, в том числе работающих в премиум-классе. Автомобилисты, привыкшие ездить на дорогих автомобилях, вряд ли из-за кризиса будут пересаживаться на более дешевые, но при этом срок эксплуатации дорогих марок будет продлеваться, считает эксперт.
В этих условиях необходимо искать возможности сокращения издержек. "Я сократил 15% сотрудников, самое трудное, это сокращение персонала", - признал он, добавив, что другого пути нет. На этом фоне проводится политика повышения производительности труда. "Мы сейчас похожи на лисичку, попавшую в капкан. У нее есть только два варианта - к охотнику на воротник или отгрызть попавшую в капкан ножку, чтобы жить дальше. Нам пришлось отгрызть ножку, чтобы выжить", - сказал гендиректор "Ауди центр Таганка".
Он считает, что сейчас настало время выстраивать жесткие и прагматичные отношения с автопроизводителями и "хотя бы часть проблем перевалить и на их плечи".
Моженков сравнил нынешнюю ситуацию с боевыми действиями: "У нас, как на войне, есть три конверта: "наступать", "обороняться", "отступать", которые открываются в зависимости от ситуации. Вариант наступления сейчас не рассматривается, остается два - в варианте "занятия обороны" мы рассчитываем сохранить в 2009 г. позиции на уровне 2008 г., ну а в случае "отступления" может быть допущено снижение доходности на 20%".
/Интерфакс/