Учимся жить, учимся экономить
Кризис постепенно обосновывается в умах потребителей, которые начинают задумываться над тем, на чем можно сэкономить. Под "удар" попадают развлечения, бесконечные обеды и ужины в ресторанах и даже сигареты
Москва. 15 ноября. INTERFAX.RU - Если верить опросам социологов, то первое, на что согласны урезать свои расходы жители крупных городов в условиях финансового кризиса - это развлечения вне дома. Такие выводы следуют из исследования, проведенного IFORS совместно с ВЦИОМом в конце октября среди 1500 жителей Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В целом жители столицы относятся к нынешней ситуации попроще - каждый третий из участвовавших в опросе экономить не собирается в принципе (для сравнения в Санкт-Петербурге - 11%, а Нижнем Новгороде -4%).
В первую очередь попадут под удар посещения кино, театров и концертов. Так собираются экономить 26% москвичей, 42% жителей северной столицы, а также 50% опрошенных нижегородцев. В столичных кинотеатрах, проводниках наиболее массового вида искусства, пока какого-либо спада не наблюдается. Хотя поход в кино порой и влетает в копеечку, кино все же дешевле прочих видов развлечений. "Пока какого-либо спада мы почувствовали, - говорит начальник отдела маркетинга сети мультиплексов "Синема-парк" Алина Сигачева. - Дело в том, что сейчас как раз активный период, выходят крупные релизы, что характерно для ноября-декабря. Это и "Мадагаскар-2", и "Квант милосердия" и новый диснеевский мультфильм "Вольт".
Однако позже, уверены участники рынка, некий отток почувствуют и кинотеатры, не говоря уж о более дорогих театрах или концертах. Так, в столичных театрах стоимость билета на более или менее приличное место в партере от 1 тыс. рублей только начинается. Прежде всего, сократится количество зрителей на проходные антрепризные спектакли. Что же касается концертов, то агентства, привозящие в Россию западных звезд и, как правило, работающие на кредитах с последующей оплатой с выручки от продажи билетов, уже столкнулись с финансовыми трудностями. Многие запланированные на следующий год крупные проекты, скорее всего, останутся нереализованными. Так что выбор у зрителя будет гораздо более ограниченным, хотя у жителей двух столиц остается возможность увидеть выступление популярного зарубежного артиста в клубном формате.
Москвичи, жители Петербурга и некоторых крупных городов уже привыкли коротать вечера, ужиная вне дома. Теперь на питании вне дома собираются экономить до 18% москвичей, 12% нижегородцев и 41% петербуржцев. Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров отмечает, что наблюдается снижение количества посетителей ресторанов, а также снижение среднего чека. "В нынешней ситуации более спокойно себя чувствуют те рестораны, которые обслуживают людей с точки зрения питания, а не пафоса, т.е. средний ценовой сегмент", - поясняет эксперт. Но это не значит, что высокая кухня растеряет клиентов, а обороты фаст-фуда резко вырастут.
С начала кризиса ряд посетителей элитных ресторанов начали подыскивать заведения высокого уровня, но менее дорогие или стали заказывать более дешевые блюда. В управляющей элитными ресторанами Аркадия Новикова компании уверяют, что пока оттока посетителей не чувствуют, а стоимость среднего чека не снижается. "Каких-то особых, качественных изменений нет, разве что чуть-чуть, как и у всех", - добавляет еще один представитель компании.
Когда на днях McDonald‘s объявил, что в октябре в целом по миру рост продаж компании в ресторанах, работающих не менее года, увеличился на 8,2%, ряд экспертов стали пророчить фаст-фуду быстрый рост. По мнению Олега Бухарова, фаст-фуду кризис действительно не угрожает - потребность перехватить что-либо на ходу остается всегда, но говорить о каком-то перетоке клиентов в фаст-фуды все же перебор. У тех, кто кушает в ресторанах, сложился определенный уровень отношения к своему питанию. Наверное, люди станут искать более экономичную альтернативу - кто будет меньше заказывать, кто меньше посещать, кто искать более демократичные заведения или частично перейдет на домашнюю кухню.
Помимо досуга жители будут урезать свои расходы на отдых - согласно опросу, так намерены поступить около трети жителей. Попадут под режим экономии дорогостоящие покупки, в частности бытовая техника, частично одежда, обувь и косметика, дорогой алкоголь и даже сигареты. Однако сейчас мы только учимся экономить. Зачастую вообще срабатывает психологический фактор. Кризис может и не коснуться того или иного человека лично, и денег в кармане пока осталось столько же, но в мыслях вертится - ну надо же экономить, кризис на дворе! Негативные последствия кризиса в России проявятся в полной мере в начале 2009 года. Именно тогда придется по-настоящему затягивать пояса.
/Интерфакс/