Глава "Ростелекома": одна из главных задач - мотивировать людей на изменения

Сергей Калугин рассказал о ближайших планах компании и о том, как она чувствует себя в кризисный для российской экономики период

Глава "Ростелекома": одна из главных задач - мотивировать людей на изменения
Глава "Ростелекома" Сергей Калугин
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Глава "Ростелекома" 27 марта подписал с компанией новый трехлетний контракт, развеяв тем самым слухи о своем возможном уходе. Команда Сергея Калугина управляет крупнейшим телеком-активом государства уже два года. За это время оператор отказался от развития мобильного бизнеса, отдав его в СП с акционерами Tele2 (ВТБ, банк "Россия", "СОГАЗ" и Алексей Мордашов), и сфокусировался на развитии фиксированного интернета, платного ТВ и медиа. В прошлом году к задачам "Ростелекома" добавились интернетизация сельской глубинки в рамках госпроекта по ликвидации "цифрового неравенства" и строительство дата-центров – для удовлетворения спроса на хранение данных в России.

О ближайших планах "Ростелекома" и о том, как компания чувствует себя в кризисный для российской экономики период, Калугин рассказал в интервью "Интерфаксу".

- В конце марта совет директоров "Ростелекома" продлил ваш контракт на три года. Как вы можете оценить итоги работы на посту президента компании в первые два года? Как трансформируются ваши задачи на "второй срок"?

- Я благодарен акционерам за оказанное доверие. Своим решением они поддержали те, надеюсь, необратимые изменения, которые происходят в компании за последние два года. Конечно, на слуху сделки M&A, как, например, создание совместных предприятий с Tele2 или ВГТРК, и они действительно имеют стратегическое значение. Но для меня и для акционеров в фокусе внимания такие понятия как сеть, продукт, сервис и эффективность. Менеджменту было важно показать результаты и подвижки по всем этим направлениям.

В прошлом году "Ростелеком" поставил рекорд: оптическими сетями доступа было охвачено 6,6 млн. новых домохозяйств. Таких объемов ранее компания не показывала. Всего оптикой охвачено уже более 25 млн. домохозяйств. По данным статистики в России 39 млн домохозяйств в городских населенных пунктах, то есть мы довели оптику уже до 64% из них (по селу другие цифры, но есть федеральный проект устранения цифрового неравенства). Оптика до дома – это самая надежная основа для нашего бизнеса, причем на многие годы вперед. Во-первых, она позволяет увеличивать пропускную способность и скорость передачи данных до клиента, вслед за ростом спроса. Во-вторых, на нее можно "навешивать" дополнительные сервисы, в первую очередь, IPTV и видеоконтент, увеличивая выручку с домохозяйства.

Хорошая сеть позволяет развивать продуктовую линейку. С этой точки зрения очень важно, что компания впервые запустила федеральное решение TriplePlay (интернет+телевидение+телефон). Если абонент подключает две и более услуги от "Ростелекома", то он может существенно сэкономить на ежемесячных платежах. Оператору это позволяет снизить затраты на маркетинг и повысить лояльность абонентской базы, что важно в условиях высокой конкуренции. Развитие продуктов – наш приоритет на ближайшее будущее. В компании работает продуктовый комитет, который рассматривает предложения по новым услугам и сервисам, просчитывает их востребованность, ожидаемую эффективность. Вообще, нам надо быстрее реагировать на рынок, улучшать маркетинг. Именно поэтому компания переходит на сегментную систему управления (создаются три сегментных вертикали – B2C, B2B/B2G и B2O).

Чтобы комплексно решить проблемы сервиса в компании началась реализация проекта с довольно амбициозными названием и целями – "Захват рынка ШПД". За качество обслуживания нашу компанию нередко критиковали, и зачастую – справедливо. Поэтому нам в качестве задачи-минимум нужно было выйти на среднерыночные SLA (Service Level Agreement, инструмент оценки и контроля качества). Здесь важно все: и работа инсталлятора (монтера, который подключает домашние услуги связи), и работа контакт-центров, и дистанционные виды обслуживания. Реформированию контакт-центров уделялось очень большое внимание, в результате снизилось время ожидания ответа оператора, повысилась скорость решения проблем клиентов. Теперь "Ростелеком" подключает абонентов и устраняет неполадки на сети, как правило, в такие же сроки, как и наши конкуренты, а иногда даже быстрее.

Наконец, все изменения в компании должны в обязательном порядке сопровождаться повышением эффективности бизнес-процессов, снижением затрат. По итогам прошлого года только благодаря совершенствованию закупочных процедур экономия составила 16,8 млрд рублей. На 2,5 млрд рублей снижены затраты за счет реализации программы повышения операционной эффективности. Весомые результаты, но, ориентируясь на передовой мировой опыт, нам есть еще к чему стремиться с точки зрения эффективности.

- Вы упомянули про проект по захвату рынка ШПД, какие в нем были ориентиры, и достигнуты ли они?

- Были выделены 75 городов, критичных для рыночных позиций компании. Для каждого города был создан паспорт проекта, определены KPI. Есть очень неплохие результаты. Например, в Архангельске всего за полгода количество подключений абонентов выросло более чем на 30%, а 80% ремонтов стали проводиться в однодневный срок. Это фундаментальные изменения, которые потребовали перестройки сознания сотрудников – раньше "Ростелеком" работал по-другому.

- Несмотря на то, что вы активно строите оптоволоконные сети, большая часть абонентов "Ростелекома" (54% по итогам 2014 года) по-прежнему подключена по устаревшей технологии ADSL. Вы довольны темпом миграции ADSL-абонентов в оптическую сеть? Какой у вас ориентир по срокам перехода большинство абонентов на оптоволокно?

- За последние три года количество DSL-подключений снизилось с 6,7 млн. до 6,1 млн., а количество "оптических" подключений выросло с 2 млн до 5,2 млн домохозяйств. Динамика говорит сама за себя. Вместе с тем, полностью "списывать" технологию DSL пока нельзя, эта технология пока нужна для покрытия малоэтажной застройки. В других странах, в том числе развитых, также еще не вывели из эксплуатации DSL.

- Вы рассматриваете возможность покупки региональных интернет-провайдеров или ориентируетесь только на органический рост?

- Пока российская экономика находится в переходной ситуации, она еще не достигла новой точки равновесия. Надеюсь, что это произойдет в скором времени и тогда станет понятно, что выгоднее – строить или покупать. В настоящее время сложно анализировать, просчитывать сделки.

- Как складывается давно анонсированная, но незавершенная сделка по покупке "Ростелекомом" у "Газпром-медиа" контроля в видеосервисах Rutube, Now.ru и Zoomby.ru?

- Мы не комментируем незавершенные сделки.

- А вы смотрите на другие онлайн-активы?

- Объективно ситуация такова, что для "Ростелекома" представляют интерес партнерства в сегменте онлайн-видео с тремя холдингами – "Газпром-медиа", ВГТРК и "Национальная медиа группа" (НМГ). Но сейчас не очень подходящее время для обсуждения таких вопросов. Медиахолдинги столкнулись с проблемой падения доходов от рекламы, они первоочередное внимание уделяют антикризисному управлению. Мы открыты для переговоров, думаю, что время для них настанет, когда выровняется экономическая ситуация.

- Как сегодня "Ростелеком" смотрит на спутниковый бизнес?

- На самом деле, "Ростелеком" всегда активно работал в сегменте спутниковой связи, в основном в сегменте B2B/B2G. В частности, наша дочерняя компания "РТКомм.РУ" занимает прочные позиции как VSAT-оператор. Не так давно "Ростелеком" завершил длительную судебную тяжбу, получив 100% контроля в ЗАО "ГлобалТел" (российский оператор спутниковой сети Globalstar). Наконец-то "ГлобалТел" получил возможность стабильно работать и развиваться. Для России с ее территорией и расстояниями спутниковая связь подчас единственно доступная технология. Это емкий рынок. Центром компетенции Группы "Ростелеком" по спутниковой связи является "РТКомм.РУ". В ближайшее время генеральным директором этой "дочки" будет назначен исполнительный вице-президент "Ростелекома" Александр Роговой, он сфокусируется на развитии бизнеса в сегменте спутниковой связи.

- А покупать оператора спутникового ТВ, условно говоря, "НТВ-Плюс" вы не планируете?

- "Ростелеком" занимает лидирующие позиции на рынке кабельного ТВ и IPTV. Спутниковое ТВ было бы хорошим дополнением, комплиментарной услугой нашему основному бизнесу. Но говорить о конкретике пока рано. Нужно достичь нового равновесного состояния рынка. Как только ситуация более или менее стабилизируется, можно будет просчитывать бизнес-модели и определять формулу ценообразования. Это касается всех сделок, кроме покупок технологических активов, таких как FreshTel. Здесь имеет место другая история – "Ростелеком" фактически планирует приобрести частоты и возможность использовать беспроводные технологии на локальных рынках.

- Вы планируете использовать частоты FreshTel для проекта по ликвидации "цифрового неравенства?

- Частотный ресурс FreshTel необходим для организации беспроводного ШПД в районах малоэтажной застройки, например, коттеджных поселков, где прокладывать кабель дорого. Если будет экономически выгодно, то ресурс FreshTel будет задействован в проекте по устранению цифрового неравенства. Надеемся, что FreshTel получит в рамках принципа технологической нейтральности возможность использовать свой ресурс под стандарт LTE.

- У вас есть понимание, как изменятся параметры 10-летнего контракта "Ростелекома" с государством на выполнение работ по ликвидации цифрового неравенства из-за девальвации рубля и соответствующего роста стоимости импортного оборудования?

- Окончательного решения еще нет, но этот вопрос активно прорабатываем с Минкомсвязи. Процесс не обещает быть быстрым, механизм согласования – сложный. Министр придает проекту очень большое значение, он всем активно интересуется и понимает все сложности. Если раньше "Ростелеком" планировал закончить стройку за 5 лет, то в нынешних условиях наше предложение заключается в том, чтобы увеличить срок строительства точек доступа на срок от 3 до 5 лет.

В целом, оптоволокно и оконечное оборудование зарубежного производства подорожали на 30-80%, даже с учетом того, что сейчас вендоры делают очень хорошие скидки. Внимательно анализируем, в какой степени можно заменить импортное оборудование российскими аналогами.

- Что показывают ваши расчеты?

- Если говорить о проекте по ликвидации цифрового неравенства, то российское оборудование может занять более 50% необходимых поставок. В целом по всем проектам, "Ростелеком" закупает не менее 30% оборудования у отечественных производителей. Конечно, не по всем позициям. Например, в маршрутизаторах вплотную к этому ориентиру подходим. А вот в программном обеспечении (софте) импорт доминирует.

Чем больше отечественного оборудования и решений, тем лучше. С точки зрения устойчивости и безопасности не менее трети сети должно быть российского происхождения. Это критический минимум. Понятно, что российские компании не могут быстро расширить спектр производства и заполнить все ниши. Но этот процесс идет и поддерживается правительством. Видим, что предложений от российских компаний становится больше и в оборудовании, и в программном обеспечении. А зарубежные производители думают о локализации, консультируются с нашей компанией.

- Вас устраивает российское оборудование по качеству и цене?

- "Ростелеком" всегда четко формулирует технические требования к поставляемому оборудованию и ПО. Российские производители в любом случае проходят конкурсные процедуры закупок, конкурируют с зарубежными вендорами. Отрадно, что наши отечественные компании часто побеждают в борьбе с ведущими мировыми брендами.

Недавно "Ростелеком" провел всероссийский семинар по закупкам. В нем приняли участие представители нескольких сотен производителей, как российских, так и зарубежных. Мы рассказали о своих планах, требованиях, об организации закупочных процедур. Очень важно, чтобы вендоры могли синхронизировать свои действия с планами "Ростелекома" как потенциального заказчика их продукции.

Если честно, то мне не очень нравится термин "импортозамещение", потому что он не полностью отражает суть задачи. России нужны новые точки роста в промышленности и не только для замены импорта. С точки зрения глобализации правильнее ставить более амбициозные задачи: чтобы российские вендоры в перспективе выходили на зарубежные рынки, в Азию, например.

- Как вы оцениваете форму, в которой "Ростелеком" подошел к кризису в экономике, какие антикризисные меры вы будете предпринимать?

- Компания уже не первый год занимается оптимизацией и повышением эффективности. Видимые результаты есть по закупкам, мы повысили их прозрачность и конкурентность, добиваемся многомиллиардной экономии. В прошлом году снизили на 18% чистый долг, он практически на 100% номинирован в рублях и на нем валютные курсы не сказываются. Кроме того, по большинству кредитов и займов у нас фиксированные процентные ставки, поэтому дефицит ликвидности на российском финансовом рынке не сказался на росте стоимости обслуживания долга.

Менеджмент "Ростелекома" занимается повышением эффективности, исходя из фундаментальной необходимости, а не только реагируя на сиюминутные факторы. "Ростелеком" участвовует в глобальном бенчмаркинге AT Kearney. Это очень полезно: четко видно, насколько цена наших операций (например, подключение абонента) или стоимость телефонного звонка отличаются от лучших мировых практик. Поэтому в компании последовательно реализуется программа, мы хотим приблизиться к лучшим мировым стандартам. И одновременно эта работа помогает "Ростелекому" более уверенно встречать изменение внешней экономической ситуации.

Если говорить о более конкретных вещах, то да, компания занимается оптимизацией персонала, но не в пожарном режиме, а методически, опираясь на изменение бизнес-процессов и структуры. Сегментная структура управления, внедряемая сейчас в "Ростелекоме", позволяет гораздо лучше видеть связь между затратами и результатом. Зарплата управленцев становится более зависимой от результатов работы их подразделений. Вообще, для нас сейчас одна из главных задач – мотивировать людей на изменения, поменять корпоративную культуру. Можно сколько угодно людей уговаривать, но если они не понимают связи между конечным результатом и зарплатой, механизм не работает.

Важно понимать, что "Ростелеком" как корпорация в своем окончательном виде появился только в 2013-2014 годах, когда завершилась реформа госактивов в телеком-отрасли и был присоединен "Связьинвест", а потом мобильные активы были переданы в СП с Tele2. В ходе таких процессов люди часто думают не о том, как добиться роста производительности труда, а как уцелеть в компании. Сейчас реорганизации завершены, и изменение корпоративной культуры и мотивации сотрудников является для менеджмента вызовом номер один.

"Ростелеком" в 2014 году провел изучение вовлеченности сотрудников, в том числе как они оценивают возможности успешной карьеры в компании, насколько видят связь между результатами своего труда и доходами. Получились не самые плохие по рынку показатели, но объективно наша компания могла бы рассчитывать на гораздо более высокую оценку.

- Как эту ситуацию можно улучшить?

- Как я уже говорил, первым делом меняем организационную структуру, внедряя сегментный подход. Есть и другие инициативы. Например, уменьшение количества KPI. Сейчас их сотни, разобраться в их матрице сложно. Мы хотим сделать на порядок меньше KPI, упростить систему.

В результате эксперимента есть примеры подразделений, в которых эффективность растет на десятки процентов, и люди начинают существенно больше зарабатывать. Изменить систему мотивации сразу во всей компании невозможно, поэтому определяем и создаем оазисы, точки роста. Наша задача – как можно более активно пропагандировать этот процесс, чтобы люди видели, что в соседнем городе на той же самой позиции человек зарабатывает больше. Создали в корпоративном центре специальный проектный офис трансформации, который обобщает и транслирует лучшие практики по всей компании.

В марте в "Ростелекоме" прошел семинар с участием сотен сотрудников, на котором презентовали успешные бизнес-кейсы в сегменте B2C. После этого участники семинаров придумывали, как улучшить бизнес-процессы в своих подразделениях, защищали собственные бизнес-кейсы. Позднее проведем аналогичное мероприятие по B2B.

Есть еще проблема неоцененности наших сотрудников. "Ростелеком" работает на открытом рынке, конкурирует с другими операторами связи, соответственно есть рыночный уровень зарплат. Поэтому сейчас много думаем, как сделать так, чтобы повысить заработок. Самый лучший способ – искать и находить внутренние резервы. Например, в компании работает 70 тыс. инженеров и монтажников. И мы говорим: вот фонд оплаты труда на ваш блок, уменьшать его не будем, но если вы сможете выполнять свои задачи с меньшим количеством людей, то они смогут получать больше.

Компания разрешает сотрудникам конкурировать за результат. Практически размер зарплаты теперь зависит только от результата сотрудника, от производительности его труд, от тех изменений и улучшений, они делают. Параллельно ужесточаются требования к качеству работы.

Подобными проектами мы занимаемся уже полтора года, и они реально работают. Чем-то похоже на практику японских кружков качества.

- Как девальвация рубля и рост цен на импортное оборудование повлияет на программу капзатрат "Ростелекома" в 2015 году, вырастет ли она в рублевом выражении, или сократятся объемы строительства?

- Увеличивать CAPEX на 2015 год не хотим – он составит порядка 20% от выручки без учета проекта по ликвидации цифрового неравенства. Во-первых, активно торгуемся с поставщиками, повышаем конкурентность закупок. Вендоры, кстати, проиндексировали цены не так сильно, как выросли валютные курсы. Во-вторых, определяем приоритеты – во что инвестировать деньги, какие проекты наиболее важны для развития бизнеса, а от чего можно отказаться или перенести на более поздние сроки.

- Насколько велик масштаб проблем из-за девальвации у ваших поставщиков, часты ли случаи отказа от исполнения контрактов, требований пересмотра их условий?

- Ситуация была крайне нервной в конце прошлого – самом начале этого года. Наши подразделения по закупкам и развитию сетей находились в состоянии жесточайшего стресса. Но к настоящему времени большинство проблем удалось разумно урегулировать. В целом ситуация вошла в рабочее русло.

"Ростелеком" в этом году пока не планирует сокращать объем инвестиций в рублях. Поставщики оборудования и услуг, понимая, что рынок сужается, так как ряд компаний все-таки сокращают инвестпрограммы, гораздо больше заинтересованы в сохранении сотрудничества с "Ростелекомом", идут нам навстречу по условиям. И наша компания старается идти им навстречу.

- "Ростелекому" предстоит во второй половине года погасить более 50 млрд рублей заимствования. Вы будете привлекать новые кредиты?

- Менеджмент компании проводит крайне жесткую политику в отношении ликвидности "Ростелекома". В прошлом году свободный денежный поток вырос. Привлечение новых займов нельзя исключать, но мы надеемся на продолжение тенденции на снижение процентных ставок.

- Спрос на услуги "Ростелекома" не замедляется?

- В сегменте B2C скорее всего нет. Люди не могут отказаться от высокоскоростного интернета, потому что это уже элемент utilities (коммунальные услуги – ИФ).

В B2B есть отток клиентов в сегментах мелкого и среднего бизнеса, это очевидно. Пока нельзя сказать, что он критический, стараемся компенсировать падение выручки в этом сегменте предложением новых продуктов и услуг. Более крупный бизнес тоже стараются оптимизировать свои расходы, но телеком-услуги им нужны в любом случае. Наша задача – предложить им эффективные решения их задач. Например, услуги облачных АТС стали очень хорошо продаваться. В общем, первые два месяца компания прошла достаточно спокойно.

- Облачная АТС ведь дешевле обходится клиенту, а следовательно, ваши доходы снижаются.

- С одной стороны, да, но, с другой стороны, вместе с облачными АТС можно продавать еще десятки дополнительных сервисов, которых раньше у клиента не было. И вообще стимулировать спрос на облачные решения, например, для работы бухгалтерии или для организации учета на складах.

- Недавно глава Росимущества Ольга Дергунова заявила, что в 2016 году не исключена продажа госпакета "Ростелекома". Менеджмент "Ростелекома" получал указания по подготовке к приватизации?

Приватизация госпакета – это, прежде всего, вопрос его владельца. "Ростелеком" отвечает на запросы Росимущества и выполняет рекомендации по совершенствованию корпоративного управления, повышению прозрачности компании. Проводили road show, объясняли потенциальным инвесторам стратегию компанию и смысл проводимых изменений. В принципе, это положено компаниям уровня "Ростелекома". В текущем году планируем продолжать встречи с инвесторами.

- Как дела с отдельной инфраструктуры для спецпотребителей, создание которой считается необходимым условием для продажи госпакета?

- Специфическая ситуация, подробности лучше спрашивать у государственных структур.

- Есть еще такой государственный вопрос, как укрепление суверенитета рунета. Какие меры технического характера, например, создание дублирующих элементов сети, поручено предпринять "Ростелекому"?

- Это вопрос к правительству и отраслевому регулятору, потому что "Ростелеком" в данном случае объект регулирования, а не субъект. Наша компания выполняет те требования, которые прописываются в нормативно-правовой базе.

Могу только сказать, что "Ростелеком", предоставляет услуги связи многим крупным компаниям и госструктурам, и много работает над защищенностью своей сети, прежде всего, с точки зрения отражения DDoS-атак. Особенно актуально эта тема звучала перед Олимпиадой, потому что количество атак на российские серверы в тот период существенно выросло. И "Ростелеком" благодаря своим решениям справился с ними.

- В ноябре прошлого года правительство РФ разрешило госорганам без конкурса отдавать "Ростелекому" контракты на телеком-обслуживание. Как это повлияет на вашу выручку?

- Насколько я понимаю, речь о том, что Минкомсвязи пытается объединить большое количество госпотребителей, и договориться с "Ростелекомом" о единой цене, попросив скидку за объем. Нет причин не договориться.

- "Ростелеком" обслуживает инфраструктуру электронного правительства по контракту с Минкомсвязи. Как сейчас складываются отношения с министерством, довольно ли оно вашей работой?

- Буквально недавно подписали контракт на обслуживание инфраструктуры "Электронного правительства" на 2015 год. Чтобы в полной степени удовлетворить запросы Минкомсвязи, компания наняла несколько сотен программистов и технических специалистов. Компания много инвестировала в техническую и ИТ-инфраструктуру. Мне кажется, что Минкомсвязи видит достигнутые результаты, хотя всегда есть, что улучшать.

- "Ростелеком" планирует инвестировать 800 млн рублей в интернет-портал "Спутник". Вы довольны тем, как развивается этот проект? Его доля на рынке интернет-поиска ничтожна…

- Многие ведущие поисковики по многу лет находились в стадии развития, а потом быстро "выстреливали". Или – нет. "Ростелеком" занимаемся "Спутником" два года. У него есть, как мы считаем, определенная ниша на рынке. Он ориентирован на безопасный поиск, что важно для семейных пользователей. Развивает различные полезные социальные сервисы, такие как поиск лекарств. На сегодняшний день точно еще рано делать выводы о будущем проекта и его эффективности.

- Есть срок, в течение которого вы готовы ждать? А потом, может быть, вы планируете продать этот проект?

- Есть план развития "Спутника", который выполняется близко к графику. Давайте сначала завершим то, что намечено.

- "Ростелеком" еще в ноябре прошлого года провел тендер по выбору поставщика для разработки собственной платежной системы, который выиграла пермская компания "ДартИТ". Создается ли такая система? Вы также начали конкурс по выбору исполнителя по проекту аналога Skype, но потом приостановили его…

- Мы изменили свой подход к такого рода проектам, приняв фундаментальное решение – реализовывать их в партнерстве. Есть компании, которые уже много лет успешно создают платежные сервисы и интернет-мессенджеры. Для начала надо попытаться выстроить с ними партнерские отношения. Эти компании много вложили в свои сервисы, причем не столько даже денег, сколько знаний и энергии. Можно встраивать эти сервисы в новые продукты и услуги "Ростелекома" и продавать их нашим клиентам. Таким образом, партнеры получат выгоду от доступа к абонентской базе компании.

Впрочем, есть компетенции, которые нужно развивать внутри компании. Например, очень важно, чтобы компания самостоятельно контролировала интерфейс общения с клиентами – сайты, порталы, личный кабинет. Это гарантирует необходимую гибкость решений.

Поэтому сейчас компания концентрируемся на корневых компетенциях, конечно, в рамках разумного. Если что-то хорошо может сделать партнер и на приемлемых для компании условиях, то надо этим пользоваться. Самостоятельно надо создавать только то, что сторонние исполнители делают хуже, чем нам нужно.

Помните, мы говорили о том, что мы создаем некий интерфейс, схожий с Apple Store, среду, в которую будет пускать сторонних разработчиков продуктов на условиях revenue sharing. У нас этот проект называется "Создание экосистемы "Ростелекома". В ближайшие дни должны появиться первые партнеры.

- Совет директоров "Ростелекома" 25 марта утвердил соглашение с PPF об аренде офисных площадей в подмосковном Румянцево. Сколько "Ростелеком" заплатит за аренду, на какой срок рассчитано соглашение? Какие площади недвижимости высвободятся в результате переезда административного персонала в Румянцево? Сколько вы планируете выручить на ее продаже?

- В текущей экономической ситуации пока сложно давать адекватные прогнозы. Нам удалось добиться более выгодных условий аренды офиса в Румянцево. Планируется, что до конца текущего года туда переедут подразделения МРФ "Центр" и МРФ "Москва", а также ряд дочерних компаний. После освобождения площадей будем в соответствии с общей практикой проводить оценку высвобожденных площадей.

- Остается ли "Ростелеком" в стороне от инвестиций в Tele2, в котором госоператору принадлежит 45%? Вы неоднократно говорили, что "Ростелеком" не финансирует деятельность мобильного СП.

- Не финансирует.

- У "Ростелекома" есть опцион на выкуп долей других совладельцев Tele2 в 2018 году. Интересно ли вам консолидировать эту компанию, получить в ней контроль?

- В случае с Tele2 "Ростелеком" является стратегическим, а не портфельным инвестором. На перспективу трех лет в будущее говорить пока преждевременно.

- Вы верите в то, что Tele2 сможет построить полноценного четвертого федерального оператора?

- Конечно, и "Ростелеком" им всячески помогает. Предоставляем каналы связи, площадки для размещения базовых станций. Начали продавать контракты Tele2 в нашей розничной сети, планируем продвигать продукты мобильного оператора среди своих корпоративных клиентов.

- То есть, речь об объединении в пакеты услуг фиксированной связи от "Ростелекома" и мобильной – от Tele2?

- Обсуждается и такая модель.

- Когда вы запустите такие продажи?

- Спешки нет, потому что сейчас главная задача Tele2 – выполнить собственные планы развития – построить сети 3G и 4G, выйти в новые регионы, в том числе в Москву, завершить интеграцию активов.

- Каким образом "Ростелеком" намерен реформировать собственную розницу - будете сокращать количество точек и уходить в онлайн?

- Вы абсолютно правы, "Ростелеком" старается "уйти" в онлайн по максимуму, активно развиваем дистанционные каналы взаимодействия с абонентами (личный интернет-кабинет, контакт-центры и так далее). Но это не быстрый процесс, потому что у компании достаточно много абонентов, предпочитающих традиционные каналы продаж. Это часть их жизни – раз в месяц пойти заплатить в банк за газ и воду, и в "Ростелеком" – за телефон и интернет. Наша задача в том, чтобы сделать розничную сеть эффективной, продавать как можно больше новых дополнительных сервисов: денежные переводы, погашение кредитов, оплата услуг сторонних поставщиков, страховые продукты, контракты мобильных операторов, организовывать пункты выдачи заказав из интернет-магазинов.

- Какой у вас целевой показатель по количеству салонов?

- В настоящее время ведется разработка стратегии розничной сети "Ростелекома", которая призвана ответить и на этом вопрос. На начало 2015 года розничная сеть "Ростелекома" состоит из 2 тыс. центров продаж и обслуживания. С учетом развития дистанционных каналов обслуживания, такое количество центров избыточно. Будет проводиться оптимизация сети, в частности, в 2015 году планируется отказаться от 300 нерентабельных и малопосещаемых центров продаж. Где-то им на смену придут малые форматы розницы (стойки, мобильные офисы и др.).

- "Ростелеком" в прошлом году принял амбициозную программу строительства дата-центров, в том числе в расчете на закон о хранении персональных данных россиян на территории России, вступающий в силу 1 сентября. Как вы считаете, смогут российские серверные мощности принять всех желающих, успеют ли интернет-игроки перенести данные?

- По-моему, ситуация развивается в нормальном русле. Особой тревоги она не вызывает. Во всяком случае, "Ростелеком" готов предложить свои услуги. В том числе с участием недавнего приобретения – компании SafeData.

- Программа строительства дата-центров на 40 млрд рублей, объявленная "Ростелекомом", будет пересматриваться из-за кризиса?

- Планируем завершить уже начатые проекты, для чего требуется 15 млрд рублей на 2015-2017 годы. Речь идет об одном гиперЦОДе и двух-трех небольших. Доживем до конца года, посмотрим, какая будет конъюнктура, и определим дальнейшие шаги.

- Можете назвать крупных иностранных интернет-игроков, которые будут размещать свои сервера в ЦОДах "Ростелекома"?

- Есть крупный партнерский проект с SAP, теперь обе компании совместно продают свои сервисы. Названия клиентов мы не можем раскрывать без согласования с ними.

- В прошлом году правительство РФ наконец утвердило правила недискриминационного доступа к инфраструктуре связи. Насколько это может осложнить вам жизнь?

- "Ростелеком" готов открывать доступ к своей инфраструктуре, но на рыночных условиях и с учетом необходимости защиты интересов спецпользователей.

- Но сейчас Федеральная антимонопольная служба предъявляет вам претензии в связи с ростом расценок на доступ в вашу канализацию…

- Да, но понятно, почему это происходит. Тот, кто пользуется и не платит, ищет аргументы не платить "Ростелекому" и дальше.

- А как вы смотрите на возможную отмену зонового уровня присоединения сетей, это сильно ударит по вашей выручке?

- Пока ситуация с тарифообразованием по интерконнекту нас не устраивает, поскольку "Ростелеком" выступает донором мобильных операторов: наша компания платит им больше, чем они нам. Может быть, это было оправданно на раннем этапе развития сотовой связи, но сейчас ситуация другая и "большая тройка" обслуживает основную часть абонентов России. Поэтому такая дискриминация уже не соответствует духу времени.

"Ростелеком" поддерживает введение единого тарифа на завершение вызова для существенных операторов одновременно с установлением принципа зеркальности тарифов. При этом предлагается не фиксировать конкретный размер такого тарифа, а рассчитывать его в соответствии с определенной методикой отдельно по каждому субъекту РФ. По нашему мнению, такой подход устранит дисбаланс межоператорских расчетов между фиксированными и мобильными операторами и создаст предпосылки для снижения стоимости вызовов с домашних на сотовые телефоны.

- Вы уже сформулировали соответствующее предложение Минкомсвязи?

- Конечно, в Минкомсвязи и в правительстве идет обсуждение наших предложений.

- Однако правкомиссия по связи в сентябре прошлого года отвергла идею уравнять плату за интерконнект для фиксированных и мобильных операторов.

- Не совсем так: вопрос был отправлен на доработку, чтобы детализировать аргументацию.

- Вы сильно расстроились, когда ФСТ прекратила пилотный проект по дерегулированию тарифов "Ростелекома", заявив, что оператор завысил их в ряде регионов?

- У "Ростелекома" просто нет возможности завышать тарифы: у абонентов большой выбор альтернативных способов общения. Для нашей компании гораздо важнее иметь гибкость в формировании тарифов. И отказ от государственного регулирования дал бы компании такую возможность: гибко и оперативно реагировать на рынок. Будем дальше убеждать регулятора в необходимости отказа от госрегулирования.

- Расскажите, пожалуйста, какой объем льготных кредитов "Ростелеком" планирует привлечь по схеме проектного финансирования, и на какие проекты?

- "Ростелеком" готовит заявки на сумму около 60 млрд рублей для участия в механизме проектного финансирования. Среди проектов – строительство ЦОДов, модернизация магистральной сети передачи данных (IP/MPLS), строительство оптических сетей. Все эти проекты имеют значение не только для нашей компании, но и дадут ощутимый эффект российской экономике в целом.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });